<<
>>

  §19. Развитие как всеобщая закономерность  

Развитие — одна из фундаментальных категорий философии, выражающая предметы, явления и процессы с определенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содержания данной категории предполагает сравнение с другими категориями такого же масштаба.
Основанием подобного сравнения с необходимостью должны выступать субстанциальные начала и свойства материального мира и отражение их в близких развитию понятиях.
Один из последних по времени издания философских словарей определяет развитие как «существенное, необхо димое движение, изменение чего-либо во времени».28 В ном высказывании мы имеем краткую дефиницию, котор пластично развертывается в емкое содержание. Разви здесь рассматривается как движение, принимает на себя ^ его (движения) всеобщие и существенные характерне?
128
соба существования материи. Вместе с тем акценти- как с1Т°ваЖНОе свойство движущейся материи — существо- руется онКрЄТНЬІХ формах. Движение конкретных форм, вать в йЛ0gt; имеет вектор, осуществляется от чего-то к как пр ^ дает 0С1Ювание рассматривать его как измене- ЧвМУобладающее направленностью. Направленность и вы- ЯЙЄ' т одной из важнейших черт развития. «Направлен- СТ движения не может быть характеристикой движения Н° способа существования материи, как бесконечного, — дашет автор статьи. — Развитие бывает восходящим и нисходящим, от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему, от старого к новому и от нового к старому, от простого к сложному и от сложного к простому, от низшего к высшему и от высшего к низшему, от случайного к необходимому и от необходимого к случайному и т.д.».29 Сказанное показывает, что направленность является необходимым признаком, специфицирующим развитие.
Направленность сама по себе есть категория сложная и обозначает тенденцию. Что же такое тенденция? Какое отношение она имеет к развитию, с какой стороны его характеризует? Маркс и Энгельс определяют ее как форму проявления законов, которые вообще «... не имеют иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции...».30
Термин «тенденция» часто употребляют в значении закономерности. В этом смысле сложность данной категории выражается в том, что она «обнимает» целую совокупность законов, их специфическое единство, выражает развитие многогранной многоуровневой системы.
Направленность выражает определенную закономерность развития, которая имеет еще такую уникальную черту» как необратимость. Она указывает на то, что процессы, иственные любому конечному предмету, системе, с не- димостью приведут к снятию их границы, к переходу в Тол- состояние или качество. Необратимость процессов не с°здаГ СВязана с концом той или иной предметности, но и 30М т условия возникновения новых начал. Таким обра- тем              имеет дело с взаимодействием конечных сис-
внещвИХ Нисхождением, существованием и снятием их х и внУтренних границ. Развитие характеризует та- кого рода процессы, которые не охватываются понятц движения как атрибута материи. Оно обладает специфц^*1 кими свойствами — раздваиваться на противоположи^ стороны, соотношение которых обусловливается конкрет.6 ной ситуацией; выражать генезисные связи и раскрывать источник; изменять темпы движения и его уровни.
Идея развития мира имеет давнюю историю.
Эта идея крепкими узами связана с констатацией противоречий борьбы противоположностей, взаимными превращениями различных состояний материи. Ее истоки восходят к древнейшим текстам китайской, индийской, греческой фил осо- фии. Первоначально она была ярко и цельно выражена в философии Гераклита. До нас дошли фрагменты его сочинения «О природе», где он говорил, что все существует и в то же время не существует, все течет, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Все переходит в свою противоположность. Все происходит через борьбу и по необходимости.
Качественно новые идеи развивал Зенон из Элей. В отличие от Гераклита, рассматривавшего с позиции развития мир в целом, он остро поставил вопрос о противоречии чувственного мира и мира понятий, который отождествлял с миром истины.
На основе философии Гераклита и элейской школы возникли учения софистов, которые идею противоречий полностью отнесли к области мышления, по сути оторвав ее от объективной действительности. И если первоначально в формах столкновения противоположных мнений софистика осуществляла поиск истины, то впоследствии она приобрела нарицательный смысл как способность выдавать ложное за действительное благодаря выработанной в спорах гибкости понятий.
Положительные тенденции софистов воспринял и развил Сократ. Именно он впервые употребил слово «диалек тика», обозначающее искусство вести беседу, диалог с Де лью осмысления противоречий действительности. Но воя росйо-ответная разговорная теория Сократа не исчерпывв ет значения учения этого мыслителя и его влияния на последующую философию. Так, известный исследоват
й философии А. Ф. Лосев отмечает, что «именно аНтИЧЯ°^оТОрьій, исходя из относительности и условности, СоКРаТ' Злости наших бытовых представлений, требовал даясеслу также и таких общих понятий, без которых не рризн ^ в0зникать и частичные, условные и случайные могли поскольку сократовская философия была нача- ПОНЯперехода от материи просто и от идеи просто к их диа- Л°М то обычно всю философию до Сократа, и прежде
ЛЄКТИКЄ,
о натурфилософов-интуитивистов, так и называют «до- Вократиками» или досократовскими. Эти названия весьма С пественны и совершенно необходимы, поскольку именное Сократа начинается то положительное построение диалектики идеи и материи, которую выше мы установили как существеннейшую и центральнейшую для всей античной философии».31
Диалектический взгляд присутствует в философии представителей Афинской школы — Платона и Аристотеля. В частности, Платон развивал идею тождества понятий бытия и небытия, движения и покоя, возникновения и исчезновения. В онтологии Аристотеля диалектически представлено соотношение материи и формы как возможности и действительности в их взаимопереходах. В неоплатонизме (Плотин, Прокл) получили диалектическое толкование понятия, выражающие основу иерархии бытия, развиты концепции раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, создано учение о вечной подвижности космоса.
Новый этап развития диалектики связан с немецкой классической философией конца XVIII — первой половины л вв. У И. Канта диалектические идеи получили выражение прежде всего в его гипотезе происхождения Вселен- ои. Идея происхождения сама по себе является диалекти- Щен°И ^оме того» с позиции развития был впервые осве- гно И °^основан процесс становления неживой материи. В вокаче10™11 К диалектическим следует отнести идею раз- вакон СТвенности Уровней познания, активности субъекта, с»ец, кантовские антиномии.
Г Дание Целостного диалектического учения принадле- он й ргу фРидриху Гегелю. На идеалистической основе Рвые представил весь природный и духовный мир
в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития».32
В разработке диалектических идей участвовали русские философы-материалисты (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). В частности, Герцен в своих «Письмах об изучении природы» критиковал идеализм Гегеля, отстаивая диалектические принципы его учения и пытаясь применить их к анализу природы и общества. Диалектическая традиция получила свое выражение и в идеалистической русской философии, например в концепции «всеединства» В. С. Соловьева.
Наиболее последовательной является материалистическая диалектика, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Маркс в «Капитале» подчеркивает полную противоположность материалистической диалектики гегелевской: «Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».33
Разработанная на материалистической основе, диалектика как учение о развитии снимает ряд противоречий, свойственных идеалистической ее форме. По Гегелю, материя не развивается во времени. На языке гегелевской диалектики нельзя обосновать решение вопроса, как вообще возможна материя, как возможна жизнь, как в действительности снимается противоречие? И что особенно важно, основой и движущей силой истории выступает мистический Абсолютный Дух. Согласно основным принципам онтологии Гегеля, в теории познания приниясается роль эмпирического познания, что грозит исследованию схематизацией, догмой и субъективизмом.
Материалистическая диалектика как учение об универсальной связи и развитии представляет собой наиболее полное и последовательное выражение действительных законов объективной реальности.
<< | >>
Источник: Звездкина Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004

Еще по теме   §19. Развитие как всеобщая закономерность  :

  1. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  2. Выдержки из научных дневников (1965—1983)
  3.   §19. Развитие как всеобщая закономерность  
  4. в) Соотношение закономерности и закона
  5. АТРИБУТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ
  6. § 6. Диалектико-материалистический детерминизм: причинность, необходимость и случайность в процессе развития. Форма и содержание. Возможность и действительность
  7. Вопрос 49. Диалектика
  8. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
  9. Г.В.Моисеенко НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. И.З. Шишков КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА
  11. Античная философия
  12. §1. Разработка теоретических основ и особенности развития правового регулирования общественных отношений в условиях НЭПа
  13. Божье чудо - "источник развития"
  14. Эпилог (для наивных студентов)
  15. Диалектика как учение о развитии
  16. Вопрос 49. Диалектика
  17. Развитие