<<
>>

  ПОИСК ПЕРВООСНОВЫ УДГИТХИ И САМАНА

  Необходимое требование познавательного сознания заключается в поиске первоосновы, или первопричины, того или иного явления. Выделение личностного человеческого творчества в объективном течении удгитхи стимулировало познавательный Теоретический поиск ее первоосновы.
Именно такую задачу ставят перед собой три мудреца: два брахмана — Шилака, сын Ша-

143

лаваты, сын Чикитаны из рода Дальбхи и кшатрий Правахапа, сын Дживали. В диалоге между ними первым выступает Чикита- на. Основой самана он называет «звук», а от него переходит псе к новым началам. Чикитана выстраивает такую последовательность: звук—дыхание—пища—вода — «тот мир». «Тот мир» —. высший предел самана. На вопрос «Что есть основа того мира?» Чикитана отвечает: «Да не будет выведено что-либо за пределы небесного мира. В небесный мир возносим мы саман. Ибо саман есть восхваление неба». Собеседники заключают, что саман Чикитаны «не имеет опоры» [17, 87].

Вторым отвечает на вопросы Шилака, сын Шалаваты. Он продолжает линию поиска Чикитаны. Основой «того мира» Шилака называет «этот мир». Дальше этого предела Шилака не идет: «Да не будет выведена опора за пределы этого мира. В этот мир мы возносим саман как опору. Ибо саман есть восхваление опоры...— Участники диалога решают, что эта опора самана «имеет конец» [17, 88]. Поиск опоры заканчивается ответом Правахапь:. сына Джавали. Основой «этого мира» он полагает пространство. «Пространство,— ответил он. — Все эти существа возникают лишь из пространства, возвращаются в пространство. Ибо пространство больше, чем они. Пространство — последнее убежище. Такова удгитха — наилучшее (из песнопений), таково это бесконечное» [17, 88]. Правахана прерывает «дурную» потенциальную бесконечность поиска первооеновы удгитхи и полагает актуальную бесконечность центра. Два космических предела — небесный «тот мир» и земной «этот мир», взятые порознь, не могут непротиворечиво служить опорой целостности: полагание одной пропі- воположности согласно диалектике тут же полагает другую противоположность и это чередование может длиться без конца.

Пл- равахана сводит два предела в тождество в центре мирового пространства. Он погашает противоположные знаки пределов «того» и «этого» миров и получает осуществленную бесконечность, она «больше» всей тьмы существ и не требует в отношении себя никакой иной первоосновы. Бесконечное пространство ставится опорой телесного мира и опорой знания и познания (удгптхон). Эта «подпорка» находится индийскими мудрецами средствами объективной и субъективной диалектики категорий телесных и мыслительных пределов.

Мировая динамика тьмы существ «возникновения» из пространства и «возвращения» в пего требовала от мудрецов мировоззренческой постановки вопроса о «поглотителях» существ и относительно «божеств», и относительно «атмапа». На этот вопрос отвечает мудрец Райква, достигший высшего знания. По просьбе кшатрия Джанашрути Райква передает ему учение о «поглотителях»: «...Поистине ветер — это поглотитель. Когда гаснет огонь, он поистине входит в ветер; когда садится лупа, она входит в ветер. Когда высыхают воды, они входят в ветер; поистине ветер поглощает все это. Это в отношении божеств. Теперь в отношении атмана. Поистине дыхание — это поглотитель. Когда спят,

речь входит в дыхание, мысль —в дыхание. Поистине дыхание поглощает все это. Таковы поистине два поглотителя: среди богов — ветер, среди иран — дыхание» [17, 94].

<< | >>
Источник: Лукьянов А. Е.. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): Монография. —М.: Изд-во УДН,1989.— 188 с.. 1989

Еще по теме   ПОИСК ПЕРВООСНОВЫ УДГИТХИ И САМАНА:

  1.   ПОИСК ПЕРВООСНОВЫ УДГИТХИ И САМАНА