<<
>>

  РАСШИРЕНИЕ КОСМОСА, ДВОИЧНАЯ МЕРА

  При горизонтальном и вертикальном устройстве китайского и индийского космосов нет никакого креационизма. Мир не творится, он извечно существует. Человек, включенный родовой жизнью и сознанием в круговороты природы, вовсе не задумывается о начале и конце мира. Все это произойдет позже. В родовом же обществе при его увеличении и делении природный мир тоже делится и тоже согласно своим мерам расширяется. Так, в одной из китайских записей вертикальное расширение космоса передается через разумную устроительную деятельность первопредков- «Посреди Великой Пустыми есть гора, называется Гора Солнц и Лун.
(Это) Небесная Ось. Небесные ворота Уизюй — место, куда входят Солнца и Луны... Чжуаньсюй родил Лаотун, Лаотун родил Чжун и Ли. Первопредок повелел Чжуну поднять вверх Небо, повелел Ли опустить вниз Землю. Ли родил Е. (Г) поселился на Западном пределе, чтобы управлять порядком движения Солнц и Лун, звезд и созвездий» [10, 271]. По одной и.lt; индийских версий Индра (варианты Вишну, Маруты — помощники Индры), разбивая силы сопротивления дракона Врнтры, «своим величием разжал небо и землю» [см. 38, 121].

В горизонтально-вертикальной структуре китайского и индийского космосов вырастает ключевая категория предфилософского и философского сознания — категория меры. Соответственно дуальному построению рода категория меры определяется согласованием различных противоположностей. Пространственная мера складывается из противоположностей сторон света относи і ел.- но центра. Временная мера у китайцев для каждой стороны свега в «пятичастном кресте» передается парой дней. У индийцев в таком же построении она дается еще и в математической прогрессии: длительность от восхода до захода солнца с переходом восхода и захода по кругу сторон света возрастает в два раза. Эта же прогрессия наблюдается и в величине качественной консистенции тела индийского космоса. На вопрос Бхуджью о том, куда делись парикшиты, Яджнявалкья отвечает и называет меры космоса: «Поистине тридцать два дня колесницы богов составляют этот мир. Земля, вдвое большая, окружает ею. Море, вдвое большее, окружает ее. Там имеется промежуток шириной в лезвие ножа или шириной в крыло комара» [17, 152].

Тридцать два дня пути колесницы солнца получаются из длительности его мер восходов и заходов в четырех сторонах свет а и в центре. Эта длительность на каждом этапе возрастает в два раза. Итого получается: 2x2x2x2x2 = 32. Сечение мирового яйца «лезвием бритвы», как и в китайском космосе, имеет схему квадрата, который разделен на девять полей «пятичастным крестом» и вписан в окружность. При разделении мирового яйца от центра вверх и вниз между его двумя половинами образуется пространственная фигура — куб, а точнее кубо-куб, так как о.ч одновременно вырастает от плоскости Земли в направлении вверх и на плоскости Неба в направлении вниз. Согласно общему дуальному принципу построения родового мировоззрения вертикальная телесно-духовная мера кубо-куба должна выражаться двоицей. Аналогично должна выражаться и горизонтальная мера плоскостей верха, центра и низа космоса. Для плоскостей Земли и Океана-воды в вышеприведенном тексте она указана совершенно точно, как вдвое возрастающая последовательность. Двоичная вертикальная и горизонтальная мера ин- дииского космоса передает различную телесную и духовную на- тяженлость пространства, откуда вытекает и его различная качественная и смысловая определенность.

При переходе какой-либо вещи или духа с одного вертикального уровня космоса на другой и из одного горизонтального сектора в другой согласно их мерам должны наблюдаться телесные и духовные (понятийные) метаморфозы.

У китайцев такая мировоззренческая структура передается гексаграммами «И цзин». В каждой гексаграмме шесть черт (позиций), обозначающих три уровня телесно-духовного бытия. Счет начинается с нижней начальной: = з=г- начальная и ыораг —

это Земля, третья и четвертая — пространство между Небом и Землей, или Поднебесная (Человек), пятая и шестая — Небо. Мера каждого уровня слагается из двоицы инь и ян. Духовная И телесная натяженность пространства передается чередованием инь— «мягкой» и ян — «твердой» черт. Гексаграммы имеют парное согласование, в котором они выступают противоположностями друг друга. Например, третья гексаграмма^^ == Чжунь и

четвертая гексаграммаМэн являются зеркальными отражениями. Если над гексаграммой Чжунь мы поставим .черкало, то в отражении увидим гексаграмму Мэн, и наоборот Или же можно сказать, что эти гексаграммы получаются друг из друга путем поворота их на 180°. Таким образом, здесь обнаруживается круговое вращение китайского космоса, в котором сталкиваются вертикальные направления: в гексаграмме Чжунь ситуация космоса строится снизу вверх — от Земли к Небу; в гексаграмме Мэн — сверху вниз от Неба к Земле, хотя мерность космоса в гексаграмме Мэн идет от «начальной» черты, т. е. снизу вверх. В Мэн Земля и Небо меняются местами, а Поднебесная переворачивается.

Однако «И цзин» — это уже слишком отточенная, слишком философская и математическая модель космоса. По в «Хуайнань- цзы» есть и более ранняя вертикальная модель, которая относится к времени родового героизма, поскольку мерой здесь выступает гора Куньлунь: «Если с холма Куньлунь подняться на высоту вдвое большую его, то это будет гора под названием Прохладный Ветер. Взошедший туда — бессмертен. Если подняться на высоту вдвое большую ее, то это так называемый Висящий Сад. Взошедший туда становится проницательным духом (лин), (он) сможет управлять ветрами и дождями. Если подняться на высоту еще вдвое большую этого, то это и будет Высшее Небо. Взошедший туда становится духом (шэнь). Это й есть обитель Тайди (Высшего Первопредка)» [8, 57]. Здесь также три уровня: от поверхности Куньлуня до Высшего Неба и каждый с прогрессивно возрастающей, как и у индийцев, двоичной мерой изменений телесного качества космоса, обретаемой способности и духовности. Китайский космос здесь вполне обозрим, красочен и доступен человеку в своих высших и низших физических и духовных пределах. Двоичная мера построения индийского и китайского

коемосов с взаимным переходом противоположных пределы...Л точек пространства, времени и духа предваряет диалектику противоположностей в философском сознании, базирующем..-.і объективной диалектике космоса.

<< | >>
Источник: Лукьянов А. Е.. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): Монография. —М.: Изд-во УДН,1989.— 188 с.. 1989

Еще по теме   РАСШИРЕНИЕ КОСМОСА, ДВОИЧНАЯ МЕРА:

  1.   РАСШИРЕНИЕ КОСМОСА, ДВОИЧНАЯ МЕРА
  2. ДО — ВО ВРЕМЯ — ПОСЛЕ? (Вместо предисловия)
  3. Общие характеристики Древнего Китая
  4. Философские идеи постмодернизма
  5. Примечания и комментарии