<<
>>

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Немецкая литература 1830— 1860-х гг. переживала сложный период, обусловленный как социальными, так и философско-эстетическими причинами.

К началу периода понятие «Германия» все еще остается только географическим, ибо территория будущей империи представляет собой сложный конгломерат разных по величине, политическому, экономическому и культурному развитию королевств, княжеств и герцогств.

Однако экономика наиболее крупных из них диктует необходимость изменения государственного статуса. Положение трудящихся становится критическим. Восстание силезских ткачей свидетельствовало о невыносимых условиях труда рабочих. То, что «Манифест коммунистической партии» был написан выходцами из Германии, вполне объяснимо.

В процессе «собирания» Германии лидирует Пруссия. Революция 1848 г. во Франции заставила Фридриха Вильгельма IV заявить о своем желании объединить Германию. Принятая 9 ноября 1848 г. прусская конституция легла в основу конституции будущей империи, однако до ее создания еще далеко, хотя потребность в единстве постоянно проявляется в возникновении разного рода объединений внутри территории будущей империи.

Одним из поворотных моментов в истории страны становится назначение 22 сентября 1862 г. Отто фон Бисмарка на пост президента прусского правительства. Это был человек незаурядных способностей, широко образованный, обладавший умом и волей государственного деятеля. Франко-прусская война, разразившаяся по инициативе Франции, завершилась для нее катастрофой при Седане — еще до объединения Германия оказалась сильнее Франции в политическом, экономическом и военном отношении. После захвата Парижа и капитуляции Франции 18 января 1871 г. в оккупированном немцами дворце французских королей Версале было провозглашено образование Германской империи во главе с прусским королем Вильгельмом I. Бисмарк занимает пост рейхс-канцлера империи.

Литература Германии только в последней четверти века обретет то высокое место, которое она занимала до конца эпохи романтизма.

Ушли из жизни все писатели первого этапа романтиз-ма, кроме Л.Тика (1773— 1853); его произведения последних де-сятилетий жизни в большей степени обращены к реальности, он тяготеет к изображению будничной жизни обывателя. Тик воспринимается немцами как классик, чуть ли не наравне с Гёте, но его роль в истории литературы значительно идет на убыль.

Обыденность вошла в творчество Й. фон Эйхендорфа (1788 — 1857) еще со времен «Истории одного бездельника», где романтическая ирония уступила место романтической пародии. Поздние произведения этого автора уже менее значительны, чем раннее творчество. Плодотворно работают братья Я. и В. Гримм, но уже более в области составления своего знаменитого словаря немецкого языка, хотя воздействие их как собирателей фольклора остается классическим для всей Европы. Особое место в литературе занимает течение, названное «бидермейер», описывающее обыденную жизнь простого человека; подробнее о нем мы будем го-ворить в разделе, посвященном живописи. В области прозы наиболее значительна новеллистика Теодора Шторма (1817—1888), главной его темой была жизнь простых тружеников родной Шлезвиг- Голштинии. Среди романистов выделяется Вильгельм Раабе (1831 — 1910). Его произведения 1860-х гг. стоят у истоков немецкой реалистической прозы. Ярким примером реалистической сатиры стал его «Гусиный бунт в Бютцене» (1866).

Особое место среди писателей этого периода занимают те, кто своими произведениями утверждает новый порядок вещей, при котором предпринимательство и расчет становятся главным мерилом ценности человека. Таков Густав Фрейтаг (1816—1895). Его романы носят специфические названия. Так, «Приход и расход»

прославляет молодого человека, который, начав конторским учеником, заканчивает свой путь владельцем большой фирмы. Даже его имя Вольфарт говорит об авторской интенции: немецкое Wohlfahrt переводится на русский как «добрый путь».

В 1832 г. умирает Гёте, с ним уходит огромный мир, корни которого находятся в эпохе «бури и натиска», а завершается он веймарским классицизмом и неприятием романтизма.

Новое время, связанное с социальными потрясениями, на первый план выводит в литературе «тенденцию», которая противопоставляется философским и эстетическим исканиям предшествующих эпох. Важнейшие события в области духовной жизни нового времени это: «Романтическая школа» (1833 — 1836) и «і? истории религии и философии в Германии» (1834) Г. Гейне, «Эстетические похо-ды» (1834) Л.Винбарга, «Письма из Парижа» (1830— 1833) JI. Берне, первое издание лекций по эстетике Гегеля (1835), появление книги Д. Штрауса «Жизнь Иисуса, критически рассмотренная» (1835 — 1836), «второе рождение» книги А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», напечатанной в 1819 г., но приобретшей особое влияние после революции 1848 г.

Происходит смена литературных эпох, и здесь особую роль играет группа писателей, которых относят к «Молодой Германии». Это К. Гудков, JI. Винбарг, Г.Лаубе, Т. Мундт и Г. Кюне. К ним всегда, когда речь шла о протесте против застоя, причисляли и Г. Гейне. В начале 1830-х гг. они выступили как журналисты. У них не существовало единой программы, они не были объединены организационно, но главой движения считался К. Гуцков, который не отошел от своих демократических принципов и после пра-вительственного запрещения их деятельности в 1835 г.

Младогерманцев объединяло желание разбудить общественность,' заставить ее воспринимать мир критически. Л. Винбарг, профессор университета, с кафедры призывал молодежь отказаться от тра-диционного примирения со злом, мыслить самостоятельно, отойти от книжного понимания мира. Политическое содержание искусства Винбарг считал важнее его эстетической ценности. Новое понимание эстетической ценности художественного произведения неизбежно рождало вопрос о женской эмансипации в стране, где роль женщины всегда сводилась лишь к семейным обязанностям.

Особое внимание к политике заставило переоценить творчество Гёте, ибо поэзия не должна отделяться от жизни. Расплывчатости романтизма противопоставлялась тенденциозность. Новое искусство было в основном представлено драматургией (К.

Гуцков, Ф.Геббель, Г. Бюхнер) и поэзией. Первое место среди поэтов, безусловно, принадлежит Г. Гейне. Хотя события 1848 г. и породили целый ряд стихотворных произведений, посвященных жизни и борьбе пролетариата, но талантливых среди их создателей не было.

Картина культурной жизни Германии была бы неполна без упоминания имени одного из величайших композиторов Рихарда Вагнера (1813—1863). Он впервые в истории мировой оперы решительно выступил против того, чтобы текст в этом жанре играл только вспомогательную роль или в лучшем случае отражал романтически напряженные страсти персонажей. Он отказался от традиционных оперных либретто, выступив в роли не только ком-позитора, но и драматурга. Им создана особая музыкальная дра-матургия, где каждая из тем, каждый из персонажей получали свой лейтмотив, а увертюра стала своеобразной экспозицией, которая вводила в философскую проблематику произведения.

Следует отметить и то, что композитор не только был музыкально одаренным и образованным человеком, но интересовался социальными и философскими проблемами времени: он читал произведения Фейербаха, Прудона и Шопенгауэра (подсознательное в поступках его персонажей появлялось не без влияния последнего философа). За участие в дрезденском восстании 1849 г. он был выслан из страны. Важнейшие идеи Вагнера были изложены в работе «Искусство и революция» (1849). Собственно революционером он не был, но мечтал о великой Революции, которая смогла

бы духовно освободить и облагородить всех людей. В искусстве он видел высшее проявление духовности, которую противопоставлял веку, где царствует «бог пяти процентов».

Начало творчества Вагнера ознаменовалось появлением опер, где главной фигурой был одинокий (в духе романтизма), чуждый миру художник. Это «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848). К числу величайших творений Вагнера принадлежит опера «Тристан и Изольда» (1859), где система лейтмотивов доведена до совершенства и передает тончайшие движения человеческих чувств.

Самым значительным произведением Вагнера — музыканта и философа стала тетралогия «Кольцо Нибелунгов», над которой он работал 26 лет.

Туда вошли «Золото Рейна» (1854), «Валькирии»

, «Зигфрид» (1871), «Гибель богов» (1874). Вагнер создал философскую картину жизни общества, где, изобразив не только людей, но и природные стихии, показал, как разрушается личность под властью золота — здесь это всемогущее кольцо Нибелунгов, которое было поднято со дна Рейна. Лишь любовь может противостоять этой силе. Его Зигфрид («Смерть Зигфрида» — так называлась первая из написанных частей) должен был воплощать в себе лучшие человеческие качества. Творя свой миф, композитор использовал в работе над драматической частью тетралогии не только «Песнь о Нибелунгах», но и скандинавские варианты мифа.

Необходимо отметить еще одну особенность работы Вагнера: обычно драматический текст его оперы появлялся на несколько лет ранее музыки, что объяснялось особым вниманием автора к философскому содержанию произведения.

Открытия Вагнера-музыканта оказали влияние и на немецкий роман конца века, в частности на произведения Т.Манна, высоко ценившего гений композитора.

Немецкая живопись середины и начала второй половины XIX в. развивается под воздействием двух тенденций: романтических идей (произведения Фридриха) и одновременно появившегося еще на этапе романтизма в творчестве Г. Ф. Керстинга и Ф. О. Рунге интереса к жизни обычного человека.

Третья линия в немецкой живописи романтического периода была связана с деятельностью так называемых «назарейцев», официально называемых «братством Святого Луки». Противопоставляя свое видение мира обыденности, они избирали в основном религиозные темы, предпочитая сюжеты из Священной истории античным или современным. Условность композиции, жестов фигур на их картинах позволяет видеть в их методе соединение клас-сицизма с романтизмом. Главой «назарейцев» был Иоганн Фридрих Овербек (1789—1869), его учителями и кумирами были, как и для всех романтиков, А. Дюрер и Рафаэль. Однако традиции этих двух художников романтики воспринимали как разноречивые: «на-

М.Либерман.<div class=

Льнопрядильня в Лорене" />

М.Либерман. Льнопрядильня в Лорене

зарейцы» же стремились объединить их. Линия «назарейцев» утрачивает свое значение в середине XIX в. и в его второй половине.

В целом немецкая живопись исследуемого периода связана с жизнью человека и повествует о событиях реальной действительности, как, например, в творчестве М.Либермана. Часто это жанровые картины, чей тип определяют термином «бидермейер». Термин этот восходит к фамилии Bierderman, которую использовал А. Кусман в 1853 г., назвав так автора народных песен. Еще ранее в 1825 г. С.Ф.Заутер поместил эту фамилию в сборник песен, где были собраны произведения, отличающиеся детской наивностью и добросердечностью. Бидермейер в литературе и живописи Германии — это первый этап немецкого реализма, того течения, которое обращается в своем начальном периоде к каждодневной обыденности и трактует ее порой несколько иронически, противопоставляя своих героев и свои сюжеты глобальным проблемам и философичности романтизма.

Карл Шпицвег (1808 — 1885) — одна из самых заметных фигур на этом этапе. Он сначала учился в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена, а затем поступил на фармацевтиче-ский факультет Мюнхенского университета. Поступить в мюнхенскую Академию живописи ему помешал возрастной барьер, однако в 1868 г. его удостоили звания ее почетного члена. Картины Шпицвега открывают особый уютный, несколько наивный, а подчас и весьма довольный собой мир немецкого бюргерства. Автор смотрит на мир с доброй улыбкой, а то и весьма иронически. Детали, выписанные предельно четко, яркие цветовые пятна, присущие предшественникам импрессионизма, работавшим на пленэре, создают своеобразную манеру Шпицвега.

В «Бедном поэте» (1839) изображена комнатка под крышей, которая, очевидно, протекает, о чем свидетельствует весьма хитроумно прикрепленный над постелью поэта зонтик. Сам он лежит на матрасе на полу, на голове его — ночной колпак, во рту — перо, пальцами он отсчитывает ритм стиха, по всему полу и рядом с постелью разбросаны раскрытые книги; на печке, труба которой выведена прямо в стену, стоит таз; стопки рукописей валяются тоже на полу. Поэт просто не замечает убожества и комизма ситуации, погруженный в свои идеи и образы.

В «Воскресной прогулке» (1841) тональность меняется. Среди поля под ярким солнцем движется семейство. Возглавляет его средних лет бюргер — отец. Если женщины прикрываются от солнца зонтиками, то он надел на палку свою темную шляпу, что вместе с выдающимся вперед животиком, самоуверенным взглядом и ярким костюмом создает комическое впечатление. При этом чистота летнего неба, едва подернутого облачками, желтизна травы, свежесть маленьких цветочков, дальние бескрайние горизонты заставляют вспомнить пейзажи романтиков, где подобные фигуры не могли бы появиться. Шпицвег увидел другое: прекрасная природа, рождающая высокие мысли, населена обычными людьми.

Несколько иначе увидели мир JI. Рихтер и К.Блехен. Первый в «Переправе через Эльбу у Шреккенштейна» (1837) изобразил го-

К. Шпицвег. Бедный поэт

К. Шпицвег. Бедный поэт

рожан в лодке, но поместил их не в городской интерьер, а в романтический пейзаж. К. Блехена больше привлекал внешний вид жилищ, но не богатых дворцов, а обычных, часто стареньких домиков с прохудившимися крышами, с огородиками, как на картине «Вид на сады и крыши» (1830-е гг.).

Германия — страна, где эксплуатация рабочих достигала чудовищных размеров, где были расстреляны силезские ткачи, где было жесточайшим образом подавлено их восстание 1848 г. Живопись откликнулась на эти события. К.-В.Хюбнер создал картину «Сдача полотна фабриканту бедными ткачами» (1844), где беззаконию и произволу хозяина противостоят нищета и полная беззащитность ткачей. А.Ретель в цикле гравюр на дереве «Смерть-победитель» (1848—1849) запечатлел войска правительства, расстреливающие народ. Композиция картины подчеркивает два плана, на одном из которых безоружные побежденные и убитые, на втором — пушки и вооруженные солдаты. Детали выписаны с почти натуралистической четкостью; второй план аллегоричен, он передает господство смерти, изображенной как скелет, увенчанный лавровым венком. Она неспешно и властно движется на коне по телам убитых. Немецкая живопись, как и литература, отличается своей социальной ангажированностью.

Самым значительным явлением в немецкой живописи исследуемого периода стало творчество Адольфа Менцеля (1815 —1905). Он тоже, как и Шпицвег, художник-самоучка, но ему удалось

А. Менцель. Прощание с жертвами мартовских событий

А. Менцель. Прощание с жертвами мартовских событий

даже стать придворным живописцем. Впечатления давали молодому художнику путешествия по Германии, Франции, Голландии, Австрии, Италии. Недолгое обучение в Академии живописи в Берлине привило ему умение передавать свои наблюдения и строгость рисунка.

Большое значение в жизни художника и в истории мировой исторической живописи имели его иллюстрации к «Истории Фридриха Великого» (1839—1842) и к «Сочинениям Фридриха И» (1843—1849). Художник сосредоточил свое внимание на точной передаче атмосферы времени, на особенностях психологии, специфике костюмов и интерьера. Его интересовали те моменты из жизни персонажей, которые раскрывали не победы на поле боя, но своеобразие жизни общества. Исторический жанр изменил свою тематику.

Однако придворный живописец Менцель не был глух к политическим событиям своего времени. Его картина «Прощание с жертвами мартовских событий» (1848) связана с революционными выступлениями немецких рабочих. Фигуры на этом большом полотне по-разному передают гнев и отчаяние; художник изображает толпы народа не только на огромной площади, но и на крышах окружающих домов.

В целом же художника интересует как психология портретируемых — он большой мастер портрета, так и яркость красок.

Как и Ренуар во Франции, Менцель любил изображать толпу — пеструю, подвижную. Яркий пример тому — его картина «После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки» (1867). Игра света и теней характерна также для его картин из жизни театра. Вне временных рамок нашего исследования находится знаменитая картина Менцеля «Железопрокатный завод» (1875), но именно в ней соединились основные черты его метода: передача собственных наблюдений и впечатлений от реальной действительности, стремление к цветовым эффектам и интерес к движениям толпы. Рабочие в цеху, изображенном Менце- лем, это не замученные и забитые существа, а единая команда, выполняющая общую слаженную работу. Но не психология рабочих интересует автора этого полотна, а передача необычных цветовых эффектов, рождаемых отсветами пламени, то яркими и ослепляющими, то теряющимися в отдаленных частях огромного цеха. Менцель идет по пути импрессионистов. *

Традиции «назарейцев» воскресают в творчестве Ансельма Фейербаха (1829 — 1880), племянника знаменитого философа, однако, совершенно не интересовавшегося ни политической борьбой, ни философией. Он происходил из культурной буржуазной семьи, образование получил в академиях художеств Дюссельдорфа и Антверпена и в Париже. После завершения образования он жил в основном в Италии, античная тема преобладала в его картинах: «Данте и женщины Ровены» (1858), «Пир Платона» (1867— 1869), «Ифигения» (1871). Интересны его автопортреты, раскрывающие натуру человека сложного, застенчивого, нелюдимого.

Стремление уйти от действительности роднит Фейербаха с Хансом фон Маре (1837—1887). Он учился в берлинской Академии художеств и уже там мечтал о новом Золотом веке. На его картинах «Всадник, срывающий апельсины, и обнаженная» (1869—

, «Юноша в апельсиновой роще» (1873) человек представлен таким, каким он мог быть до грехопадения: фигуры персонажей почти обнажены, люди сильны и спокойны, апельсиновые деревья символизируют изобилие и силу природы. Человек у Маре — часть этой природы. Романтическая тема природы и человека получает реальное, даже отчасти прагматическое воплощение.

Выше мы говорили о портретах и автопортретах Менделя, Фейербаха, о стремлении Шпицвега передать психологию горожанина. Совершенно особое место занимает среди художников этого периода Франц фон Ленбах (1836—1904), который создал галерею портретов выдающихся людей своего времени, среди них Ференц Лист и канцлер Отто фон Бисмарк. Автопортрет самого Ленбаха (1866) раскрывает его зоркость, умение понять характер портретируемого и вместе с тем некоторую долю скепсиса по отношению к тем знаменитостям, которых он позднее увековечит на своих полотнах.

Таким образом, можно говорить об изменении тематики и метода отображения жизни в искусстве и литературе 1830—1890 гг. в Германии: о более пристальном внимании художников к внутреннему миру человека и о том, что реальность становится основной темой большинства произведений.

<< | >>
Источник: Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П.. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830—1860-е гг.): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Н.Храповицкая, Ю. П. Солодуб. — М.: Издательский центр «Академия»,2005. - 384 с.. 2005

Еще по теме НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

- Древнерусская литература - Зарубежная литература - Поэзия - Русская литература -
- Архитектура и строительство - Безопасность жизнедеятельности - Библиотечное дело - Бизнес - Биология - Военные дисциплины - География - Геология - Демография - Диссертации России - Естествознание - Журналистика и СМИ - Информатика, вычислительная техника и управление - Искусствоведение - История - Культурология - Литература - Маркетинг - Математика - Медицина - Менеджмент - Педагогика - Политология - Право России - Право України - Промышленность - Психология - Реклама - Религиоведение - Социология - Страхование - Технические науки - Учебный процесс - Физика - Философия - Финансы - Химия - Художественные науки - Экология - Экономика - Энергетика - Юриспруденция - Языкознание -