<<
>>

Немецкий союз Богемского леса

Начинания этой организации логически продолжали дело Школьного союза. Для многочисленных территориальных объединений немецких богемцев именно он стал примером клуба нового (по сравнению с 1860-1870 гг.) типа.

Прежде это были скорее профессионально-досуговые объединения, которые лишь со временем стали акцентировать внимание на «немецкости» своих членов. Теперь речь шла о союзах, создаваемых с четко сформулированными национальными целями, для вступления в которые не обязательно было быть хористом, врачом, ветераном войны или состоятельным пражанином - достаточно было считать себя немцем.

Организация, поставившая своей целью взять под эгиду немецкие интересы в регионе Богемского леса[382], возникла в 1884 году по инициативе группы жителей Чешских Будеёвиц (Будвайса) - по данным переписи 1880 г., на 50% немецкого города[383]. Многие из них были активистами местного отделения Школьного союза - как, например, Йозеф Ташек (Josef Taschek), в то время один из видных деятелей немецкого движения в Будеёвицах, мэр города в 1903-1918 гг., первый и бессменный председатель союза вплоть до 1938 года.

Задача союза была очерчена как «создание и поддержка экономических и национальных начинаний немецкого населения юга Богемии, и особенно немцев Богемского леса» [384]. Для ее достижения был сформулирован ряд целей, как-то: исследование и характеристика трудовых отношений и возникающих в их рамках потребностей; создание обществ взаимного кредита; инициативы по созданию профессиональных училищ и выделение стипендий для их воспитанников; внедрение доходных промыслов, отраслей производства; распространение печатных изданий собственного и дружественных издательств; создание народных библиотек; организация лекториев и профессиональных выставок; поддержка туризма в регионе. Таким образом, основным полем деятельности Союза Богемского леса была поддержка соотечественников, в первую очередь, в сфере трудовых отношений.

Это было неудивительно, учитывая, что пограничные горные территории были центром промышленного производства, традиционно находившегося в немецких руках, и именно в разгар индустриальной эпохи с подвергшегося миграции чешского населения[385].

«Создание и поддержка», разумеется, подразумевали под собой, в первую очередь, участие в финансировании различных начинаний. Изыскивать средства предполагалось из нескольких ресурсов - членские взносы, добровольные пожертвования, сборы денег на конкретные инициативы, организация открытых для посещения мероприятий (музыкальных и театральных вечеров, балов, лекций и т.п.).

Членство в союзе было добровольным и открытым для каждого желающего, кто был в состоянии оплачивать вступительный и годовой взносы в размере 10 и 20 флоринов соответственно. Его руководство, впрочем, оставляло за собой право отказать в приеме без объяснения причин. Члены союза объединялись в местные отделения по примеру Школьного союза, тогда как центр находился в Будеёвицах. Руководство деятельностью союза осуществляли президиум, ежегодные общие собрания его членов, а также наблюдательный совет и третейский суд, оба состоявшие из 5 человек. Кроме того, часть полномочий была делегирована местным организациям.

Последние могли быть созданы в любом месте не только на территории Богемского леса, но и провинции вообще, по единому образцу, закрепленному в шаблонном статуте для местных организаций[386]. Главным условием было наличие не менее 20 активных членов союза. Избранные председатель, секретарь и казначей составляли президиум местного отделения. В его компетенцию входил приём новых членов и ежегодный отчет об этом перед головной организацией. Кроме того, именно они, будучи обязанными проводить локальные ежеквартальные собрания, доводили до сведения членов союза распоряжения руководства. Из числа членов местного отделения ежегодно выбиралось несколько человек, которые представляли его на ежегодных общих форумах. Они имели при этом совещательный голос при принятии тех или иных решений.

Таковы были задачи и структура союза. Любопытно, что, несмотря на недвусмысленное указание «немецкий» в названии, в его риторике не было столь явных националистических тезисов, как в случае двух

охарактеризованных выше объединений. Напротив, большая часть выпадов приходилась против крупных землевладельцев региона и, в частности, семейства Шварценбергов, чья монополия на производство никак не сподвигала их на обеспечение сносных условий труда для населения региона.

Эта позиция нашла отклик не только на территории Богемского леса, но в некоторых случаях даже за пределами Богемии. В 1889 г. в союзе насчитывалась 21 тысяча членов, 116 отделений в регионе и 57 (!) вне его[387]. Большая их часть, конечно, приходилась на другие регионы Богемии, однако 15 отделений существовало в Нижней Австрии, по 4 - в Тироле и Моравии, по 3 - в Штирии и Верхней Австрии, и по одному - в Зальцбурге и Любляне[388].

Ежегодные отчеты о деятельности клуба позволяют восстановить спектр направлений, в рамках которых развивалась его деятельность. Несмотря на то, что в уставе клуба был заметен, в первую очередь, акцент на социальную сферу, на практике оказалось, что поддержку клуба получала масса акций, общей чертой которых была лишь их региональная принадлежность.

Действительно, значительное место в деятельности Союза Богемского леса занимали социально-экономические инициативы. Среди них, в первую очередь, были самые прикладные: организация сельскохозяйственного и ремесленного производства - например, создание скотоводческих ферм, закупка и распространение саженцев фруктовых растений, разведение пасек. Уже существовавшие хозяйства могли получать помощь в виде сырья, топлива, инструментов, проведения электрической сети или водопровода и, наконец, просто денежных ссуд [389] . По инициативе союза создавались страховые общества, в которые могли вступать региональные группы - а их члены, в свою очередь, рассчитывать на помощь при несчастных случаях.

Кроме того, была взята на вооружение система Райффайзена по созданию местных ссудных касс.

Кроме регулярных начинаний, союз оказывал поддержку местному населению в отдельных форс-мажорных ситуациях. Так, в 1889 г. хозяйство юга Богемии сильно пострадало от неурожая после долгой зимы - сначала бесснежной, затем, напротив, с сильными снегопадами. В этих условиях активисты союза организовали сбор средств, который был поддержан сторонниками немецкого движения Цислейтании вплоть до отдельных депутатов парламента[390]. Согласно отчету за 1889 г., большая часть бюджета союза за этот период ушла именно на разовую помощь хозяйствам, пострадавшим от затянувшейся непогоды.

Также стоит отметить, что многие инициативы союза приобретали не только сиюминутное значение, но были своего рода долгосрочной инвестицией в будущее региона. Речь идет о деятельности на поприще развития образования разных уровней - в первую очередь, конечно, среднего специального, но также и школьного (в сотрудничестве со Школьным союзом). Она заключалась, главным образом, в финансовой поддержке тех детей, кто хотел продолжить свое образование в профессиональных училищах. Им выплачивались постоянные или разовые стипендии. Отдельные семьи, не имевшие возможности отправить ребенка в немецкоязычную начальную школу, также могли рассчитывать на помощь со стороны союза. Кроме того, его средства шли на устройство открытых библиотек в различных областях региона[391].

Сотрудничество со Школьным союзом не было единственным прецедентом такого рода - Союз Богемского леса активно поддерживал контакты с другими немецкими организациями как в регионе, так и за его пределами. Они заключались главным образом в обоюдных визитах, проведении совместных праздников и фестивалей. В южной Богемии Союз Богемского леса был, конечно, наиболее масштабным и влиятельным, поэтому всевозможные мероприятия с национальным подтекстом, так или иначе, проходили при его участии.

Отдельным направлением работы союза было повышение привлекательности региона для внутреннего туризма в империи.

Так, по его инициативе создавались т.н. «общества украшения» (Verschonerungsvereine), проводившие локальные мероприятия по благоустройству отдельных местечек юга Богемии. В издательстве союза выходили путеводители по области, а силами его волонтеров организовывались сезонные праздники и фестивали, также призванные привлечь гостей из других регионов[392]. Идея об особой склонности к туризму, путешествиям и вообще познанию окружающего мира была одним из позитивных стереотипов немцев о самих себе, так что деятельное воплощение этой особенности играло важную роль в «национальной работе» богемских немцев[393].

Деятельность Союза Богемского леса не имела столь очевидного национального подтекста, как это было, например, в случае со Школьным союзом. Отдельные акции, действительно, проходили с акцентом на «немецкость». Так, в 1895 году на средства союза в городке Обербаумгартнер был установлен памятник Иосифу II[394]. Однако это было скорее исключение, нежели правило.

Тем не менее, в документах союза очень заметна традиционная для того времени агрессивная риторика в адрес чехов. Их воспринимали как «национальных противников», постоянный приток которых в южную Богемию порождал призывы к «борьбе за народ», отражению «вражеского наступления». Подоплека деятельности союза, таким образом, заключалась в том, чтобы сделать регион Богемского леса более привлекательным для немецких ремесленников и рабочих, обеспечить их приток в эти области, который мог бы стать противовесом внутренней миграции чехов на исконно немецкие территории. В этом аспекте работа союза (и других региональных объединений) играла важную роль в формировании образа «языковой границы» (Sprachgrenze) как линии фронта в национальной борьбе[395]. Это было тем более актуально, что некогда более чем наполовину немецкая Прага стремительно становилась все более славянским городом, и эпицентром немецкобогемской идеи становились именно пограничные области[396].

Союз Богемского леса стал прототипом для аналогичных организаций в других регионах Богемии - Западнобогемского немецкого национального союза, Эльбского союза с центром в Усти-на-Лабе и многих других региональных союзов.

В конце концов, в середине 1890-х гг. возник единый для всей провинции Союз немцев Богемии[397]. Частью последнего Союз Богемского леса стал после распада Австро-Венгрии. В 1938 году организация была распущена, но, подобно Школьному союзу, получила реинкарнацию после войны - сначала в виде разовых встреч бывших членов, а с 1958 г. и по сей день - как полноценная организация с прежним названием, штаб-квартира которого находится в Штутгарте.

***

Анализ деятельности этих немецких обществ никоим образом не исчерпывает спектр национальных «союзов защиты», которые исчислялись сотнями не только в Богемии, но и на всей территории Австро-Венгрии. Тем не менее, описанные выше организации кажутся характерными примерами нескольких тенденций - как совокупно, так и по отдельности.

Немецкий клуб в Праге пережил трансформацию от элитного клуба, призванного скорее организовать досуг своих участников, нежели преследовавшего сколько-нибудь серьезные общественные цели, к массовому союзу, участвовавшему во многих сферах общественной жизни. Эти перемены пришлись как раз на последнюю четверть XIX века - период, который стал переломным для немецкой политики на всех ее уровнях. Немецкий школьный союз стал характерным продуктом уже этой переломной эпохи. С самого момента своего основания он аккумулировал в себе ярко выраженную риторику оборонительного национализма, пусть и направленного на изначально нейтральное поприще - вопрос школьного образования. Отчасти вторивший ему Немецкий союз Богемского леса имел неочевидную национальную подоплеку, но, в конечном итоге, также рождал в своих рядах напряжение, связанное с повторяющимися призывами обороняться от внешнего врага. Характерно, что документы, проливающие свет на деятельность описанных организаций, содержат именно такие отсылки к терминам отнюдь не мирного времени, экспрессия которых порой граничит с истерией.

Тематика общественных организаций в силу их количества представляет собой обширное поле для дальнейших исследований, в ходе которых могут быть охарактеризованы новые механизмы борьбы за общественное мнение и пространство. Тем не менее, уже на данном этапе изучения этой проблематики следует подчеркнуть ее важность. Изобилие подобных организаций и их территориальный охват, раздробленность на местные группы позволяли завоевать внимание если не всех, то очень многих жителей Богемии. Показательным фактом становится также и то, что все описанные нами союзы породили не только «дочерние» или дружественные объединения в других регионах империи, но и свое зеркальное отображение с чешской стороны. Подобно немецкому, в Праге существовал и чешский Городской клуб (Mest’anska beseda); Немецкий школьный союз соперничал со славянскими «матицами»; Союз Богемского леса стал прототипом для Шумавского национального объединения (Narodni jednota posumavska). Эта особенность также должна быть принята во внимание, во-первых, как иллюстрация резонанса, вызываемого созданием новых организацией, а во- вторых - как еще один перспективный сюжет в рамках этой проблематики.

<< | >>
Источник: Ждановская А.А.. ЧЕШСКИЕ НЕМЦЫ В ЭПОХУ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ В ЦИСЛЕЙТАНИИ (1879-1893 ГГ.). 2014

Еще по теме Немецкий союз Богемского леса:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -