Глава II. Трансформация немецкого подхода к богемскому вопросу и сценарии его решения
Австро-венгерское Соглашение 1867 г. и последовавшая за ним Декабрьская конституция определили путь, которым стало развиваться сосуществование чехов и немцев в землях короны св. Вацлава.
Во-первых, конституция провозглашала равные права всех народов империи, в том числе и право пользоваться родным языком. Этот тезис, сформулированный в довольно общих словах, стал камнем преткновения в языковых спорах, позволив не-немецким народам апеллировать к основному закону страны в попытках доказать равноправие национального языка с немецким.Во-вторых, особый статус Венгерского королевства стал прецедентом, на который чешские деятели стали ссылаться в своих концепциях устройства монархии. Идея о том, что земли Чешской короны также заслуживают того, чтобы быть связанными с Австрией персональной унией, в остальном будучи самостоятельным субъектом, была концептуализирована в 1871 г. в Фундаментальных статьях - документе, вышедшем из-под пера ведущих чешских политиков. Он также предполагал частичный отказ от немецкого языка как универсального языка всех административно-управленческих структур[237]. Несмотря на то, что Фундаментальные статьи никогда не были оформлены законодательно, обращение к ним стали общим местом в чешской аргументации в языковом споре.
Либеральная эпоха практически сняла с повестки дня богемский вопрос. Следующий этап его активного обсуждения пришелся уже на консервативный период. Сам термин «богемский вопрос» может быть применен в различных контекстах. В данном случае под ним подразумевается чешско-немецкий конфликт во всех его хитросплетениях, проблемные зоны сосуществования чехов и немцев в Богемии и попытки распутать этот клубок противоречий. Важно, что в эпоху Тааффе эти попытки исходили от всех задействованных в конфликте сторон, принимая разные формы.
В отличие от рубежа 1860-70-х гг., когда речь шла об особом статусе Чешских земель внутри монархии, в консервативную эпоху ключевым в этих дискуссиях становился именно вопрос о языке - точнее, двух имевших хождение в Богемии языках, немецком и чешском. Эта проблема, впрочем, касалась такого количества важных областей жизни - администрации и управления, в том числе на местном уровне, системы образования, судопроизводства - что, в конечном итоге, стояла во главе угла всего спектра национальных отношений в Богемии. Неудивительно поэтому, что все появлявшиеся в последней четверти XIX века проекты по решению богемского вопроса отталкивались именно от подхода к языковой проблеме - что, впрочем, отнюдь не означало узости взглядов. Напротив, именно в 1880х годах на этой базе были выстроены концепции, в конечном итоге подразумевавшие переустройство всей внутренней жизни провинции.