Глава IV. Общественно-политическая жизнь эпохи в отражении сатирической печати
История сатирической печати в Австрии ведет свое начало с революции 1848 г., до которой существованию подобного направления мешала строгая цензура. В 60-е гг. XIX века активность работы цензоров была заметно ослаблена, а на арене общественно-политической жизни страны появился многочисленный средний класс, ставший как целевой аудиторией, так и создателем многочисленных сатирических журналов [398] .
Они были ориентированы именно на массовую аудиторию, поэтому их содержание, с одной стороны, ярко отображает интересы и взгляды широкого круга читателей, а с другой - становится своеобразным, но эффективным инструментом их конструирования.Следует обратить внимание на специфику подачи информации на страницах такого типа изданий. Во-первых, при выборе между хотя бы относительной объективностью изложения материала и возможностью обыграть его в интересах более саркастичного повествования автор сатирического журнала, безусловно, выбирал последнее. Во-вторых, как и любой печатный орган, оперирующий злободневной информацией, журналы находились под влиянием стандартной для журналистики тенденции: любая новость остается таковой лишь в течение короткого времени. Насколько громким бы ни было то или иное событие, внимание авторов будет приковано к ней лишь в двух, в крайнем случае, трех номерах. Существовали, впрочем, и «вечные» темы: для немцев таковыми были, в первую очередь, те, что касались уровня немецкой культуры, якобы превосходящей славянскую и, в свете этого, несправедливости оттеснения австрийских немцев на второй план австрийской политики. Для карикатур, безусловно, была характерна еще более высокая степень обобщения, чем для текстов. Однако это отнюдь не всегда можно считать недостатком в свете интереса к воссозданию стереотипов взаимного восприятия двух национальностей. В этом контексте карикатура порой становится более ярким и лаконичным отображением эмоционального восприятия, чем любой текст.
Издания с такой спецификой, хотя и не позволяют восстановить событийный контекст, делают возможным исследование эмоционального аспекта взаимного восприятия чехов и немцев. Объектом внимания в этом случае становится не столько текст, сколько подтекст: что и почему вкладывалось автором в свое сочинение как невольно, так и сознательно. Речь идет, прежде всего, о реалиях повседневности. Для исследователя сам факт периодического появления информации определенного толка свидетельствует об устойчивости настроений широких слоев населения. Следует помнить, что именно простые обыватели были целевой аудиторией подобных журналов. И, разумеется, авторы делали объектом своего внимания то, что было интересно именно им, расставляя такие акценты, которые хотел бы увидеть читатель. Таким образом, в данном случае может идти речь о своеобразном зеркале действительности.