<<
>>

Глава 11 ОБРАЗ И ВООБРАЖЕНИЕ

Наряду с языком, одно из основных направлений антропологиче­ского и культурологического исследования задают образы. В начале этого интереса стоит вопрос «Что такое образ?»1. Отправная точка — вездесущность образов, в метафорах языка, в произведениях искус­ства, в новых медиа.

Образы достигли своего повсеместного присут­ствия. Возникает новое понимание: «образ как культурная конфигура­ция». Исходя из метафоры как наведения мостов от субъекта к миру и метафорической связанности мышления2, следует лучше осмыслить центральную роль образов в культуре, науке и философии. «Откры­тие» взгляда и следующего из этого перекрещивания между вещами и глазами, связанными с телом, дает начало новому пониманию от­ношений образа, взгляда и тела. Хиастическая модель скрещенности взгляда, в которой дело идет о вложенности друг в друга зрения и воззрения, делает очевидным, как образы создаются взглядом, пере­носятся в память и вновь оживают в воспоминании. Вместе с фено­менологическими наблюдениями за зрением и чтением образов зрение появляется как самостоятельная, ничем не замещаемая культурная де­ятельность, которая вызывает концентрацию культурологии и антро­пологии на образе и воображении.

<< | >>
Источник: Вульф К.. Антропология. История, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,2008. - 280 с.. 2008

Еще по теме Глава 11 ОБРАЗ И ВООБРАЖЕНИЕ: