<<
>>

Религиозная антропология

 

Религиозная антропология имеет богатые традиции, особенно в Германии и России, в странах, в которых традиционно культура предполагала связь философии и религии.

В 80-90-х годах можно выделить работы таких авторов, как Г.

Кюнг, С.С. Хоружий, О.И. Генисаретский, СВ. Лезов, ряда католических и православных богословов и религиозных антропологов.

Работы Г. Кюнга фактически продолжают линию по обновлению католического и протестантского богословия, начатую К. Бартом, Р. Бультманном, Д. Бонхеффером, П. Тиллихом.

Базовая идея "диалектической теологии", при всех различиях и спорах, заключается в идее действительного Просвещения, которое подразумевает новую установку сознания верующего на самопознание, экологию сознания, ориентацию на этические нормы.

Г. Кюнг отмечает, что мы находимся в ситуации повторного открытия, переоткрытия религии, ее феномена, которая вытеснялась в эпоху модерна.

Наступает эпоха новой, "постмодерной", экуменической парадигмы, в основе которой лежит религиозный диалог. Последний необходим не только как диалог церквей, но и диалог религий.

Самый активный разработчик авторской концепции новой религиозной антропологии на почве традиционного православного учения исихастов - С.С. Хоружий. Он, а также такие авторы, как О.И. Генисаретский, В.В. Бибихин, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк, видят в учении исихастов действительную основу для возрождения не только богословия, но и в целом гуманитарной российской мысли. Они также рассматривают возможность в целом построения русского философствования и философской антропологии в России на собственной основе и собственным языком, на почве учения православных отцов, прежде всего учения Григория Паламы1.

В.В. Бибихин, главный русский переводчик М. Хайдеггера, добавляет, что исторический мир, к которому мы принадлежим, еще не знает и по-настоящему не назвал себя. Мысль нашего мира еще не сумела найти себе имя, кроме условного названия "религиозная философия". Исихастская версия православной антропологии становится в его устах самоназванием философии в России.

 

<< | >>
Источник: С.А. Смирнов. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Аналитический обзор 2003. 2003

Еще по теме Религиозная антропология:

  1. б) Предназначение философской антропологии
  2.   1.3. Предмет философской антропологии  
  3.   «РУССКОЕ ВОЗЗРЕНИЕ». ОТ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА К РЕЛИГИОЗНОМУ РЕФОРМАТОРСТВУ 
  4.   ЧТО ТАКОЕ АНТРОПОЛОГИЯ   I860 
  5.   3. Проблема человека в теологии и религиозно-философской антропологии  
  6.   3. Религиозная вера и «рационализм» неотомистской философии  
  7. Региональные антропологии
  8. Религиозная антропология
  9. Педагогическая антропология
  10. Религиозная антропология в ситуации постмодерна[133]
  11. 2.1. АНТРОПОЛОГИЯ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ РЕЛИГИОЗНО- ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ РУБЕЖА XIX-XX В.В.
  12. 2.2. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В НЕТРАДИЦИОННЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКОВ