<<
>>

§ 180. Антихрист и время его пришествия.

Слово «антихрист» употребляется в св. Писании в двояком значении: общем и собственном. В общем смысле этим именем означается всякий, кто отвергает, что Иисус есть Христос (1 Ин 2, 22), т.

е. Мессия-Искупитель, кто не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша (4, 2; ср. 2 Ин 7 ст.), т. е. Его богочеловечество и богосыновство. В этом смысле, по словам ап. Иоанна, и ныне антихристи быша мнози (2, 18; сн. 4, 3), есть и теперь, будет их много и впредь. Но эти антихристы суть только предтечи антихриста в собственном или строгом смысле, о котором тот же св. Иоанн говорит: слышасте, яко антихрист грядет ('о аугіхрюто^ єрхєтаї) (1 Ин 2, 18). Этот антихрист один, он еще не пришел, но явится перед кончиной мира. В отличие от антихристов в общем смысле, которые признают Христа, но только ложно истолковывают учение о Его лице и Его евангелие, антихрист в собственном смысле это такой последний, жесточайший противник и враг Христа и Его церкви, который всеми способами будет стараться разрушить дело Христово и вместе обманно выдавать себя за Христа. Это показывается и в самом греческом наименовании 'о avrixpicTO^, которое означает противника или врага Христа, обманно выдающего себя Христом (dvxi в сложении с другим словом значит обыкновенно против, но значит также вместо).

Учение об антихристе, как определенном, чрезвычайном враге Христа и Его церкви, имеющем явиться лишь в последние времена, имело в разные времена, имеет и ныне немало противников. Довольно распространенным является мнение, будто под антихристом должно разуметь не какого-либо определенного «человека беззакония», но боговраждебную духовную силу, действующую в мире, нечестие, обнаруживающееся в различных еретиках и вообще нечестивых людях. Подобное мнение было высказываемо уже во времена блаж. Августина. Во времена реформации XVI в., увлекшись ненавистью

к папству, реформаторы прямо объявили, что под антихристом должно разуметь папу, точнее — длинный, проходящий через многие столетия ряд епископов на римском престоле (начиная с папы VII в.

Бонифация VIII). Это мнение, высказанное Лютером, внесено в символические книги лютеранства (Art. smalc. p. II, art. IV. De papatu). В новейшее время это вероисповедное понимание заменилось в протестантстве пониманием антихриста в более общем смысле, в смысле злого, боговраждебного начала вообще. Подобное же заблуждение в учении об антихристе содержится и некоторой частью наших раскольников-старообрядцев, именно — беспоповцами. И они утверждают, что антихрист есть не одно определенное лицо, которое явится пред кончиной мира, а дух неверия и нечестия, совокупность ересей и целый ряд лиц, проникнутых этим духом. Антихрист в этом смысле, утверждают они, уже явился в мире и «духовно» царствует везде, преимущественно в нашей русской православной церкви (с 1666 г.). Но все такие мнения не имеют для себя оснований в Писании. Откровение ясно учит, что под антихристом в собственном смысле должно разуметь определенное лицо, чрезвычайного «человека беззакония», орудие сатаны, имеющее явиться в последние времена.

Спаситель говорил неверующим иудеям: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин 5, 43). Под иным в словах И. Христа надлежит разуметь особенного, чрезвычайного Его противника, и именно — антихриста. Этого иного Спаситель противопоставляет Себе. Но так как Христос есть лицо единое, то, очевидно, и под именем того иного нужно разуметь также лицо определенное; ибо свойствам и действиям одного лица можно прямо противопоставлять свойства и действия, принадлежащие также лицу, а не обществу. Слово ин И. Христос употребляет в числе единственном и пришествие иного относит к будущему времени: ин приидет (аХХо^ 'єХбп). Это также указывает на явление в будущем некоторого особенного лица.

Ап. Павел, изображая имеющего явиться беззаконника, говорит: да никтоже вас прельстит ни по единому же образу (никаким образом): яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония (о av0pюло^ тп^ аvоp^а^), сын погибели (о то^ тп^ алю^а^), противник (о аупкєф^о^) и превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, аки богу, показующу себе, яко бог есть (2 Сол 2, 3-4).

Егоже есть пришествие (лаpоuo^а) будет по действу сатанину, во всяцей силе и знамениих и чудесех ложных (9 ст.). Что здесь речь идет об антихристе, в этом согласны все, и антихрист изображается определенным человеком. Апостол называет его человеком беззакония, т. е., чрезвычайным беззаконником, сыном погибели, говорит о нем, что он сядет в храме, будет выдавать себя за Бога, творить знамения и чудеса, что никак нельзя понимать в общем, несобственном (коллективном) значении. К тому же, перед каждым из наименований, усвояемых антихристу, в греческом подлиннике стоит определенный член. «Греческие же члены, — замечает св. Епифаний, — придают предмету определенное значение, потому что, где прилагается член, там членом, без сомнения, утверждается, что речь идет о чем либо одном определенном. Слово ^брюло^ означает человека вообще, a о ^брюло^ — одного только определенного человека» (Ер. IX, 3).

Ап. Иоанн пишет: дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет (о avrixpicTO^ spysrni), и ныне антихристи мнози быша (vuv avrixpicTOi ysyovaoiv, — 1 Ин 2, 18). Различение тайнозрителем антихристов вообще, которые быша (в греч. — без члена), от антихриста в особенном смысле (греч. — с членом), который еще грядет, показывает, что под будущим антихристом он разумеет некоторое особенное, определенное лицо [21].

Таково было и общее учение об антихристе древних учителей церкви. Св. И. Дамаскин, выражая их воззрение, говорит: «надобно знать, что должно придти антихристу. Хотя антихрист есть и всякий неисповедующий, что Сын Божий пришел во плоти, что Он есть совершенный Бог и соделался совершенным человеком, не переставая быть Богом; но в собственном смысле и преимущественно называется антихристом тот, который придет при кончине мира (Точн. изл. в. IV, 26).

Частные мнения или только гадания древних учителей o лице антихриста, o его происхождении, отношении к диаволу, имени его и под., также свидетельствуют, что, по их общему убеждению, антихрист будет определенное лицо.

О происхождении антихриста почти общим их мнением было то, что он произойдет из народа иудейского, и именно из колена Данова (на основании Быт. 49, 17; Иерем 8, 16-17 и особенно Апок 7 гл.), что он, в противоположность рождению И. Христа от чистой Девы, хотя родится также от девицы иудеянки, но впадшей в блуд, что он «будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится» (Дамаск. Точн. изл. в. IV, 26). Как человек, он, конечно, будет иметь собственное имя, но это имя не открыто и неизвестно, «потому что оно, — по замечанию св. Иринея, — недостойно быть возвещенным от Духа Святаго» (Пр. ер. V, 30). В Апокалипсисе указано только число имени зверя, т. е. антихриста, которое, поэтому, и называется числом звериным: число его шестьсот шестьдесят шесть (13, 18). Об отношении антихриста к диаволу св. И. Дамаскин говорит: «не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, — да не будет! но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действование сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» (Точн. изл. в. IV, 26).

Если антихрист будет особенное лицо, — чрезвычайное орудие диавола для брани против Христовой церкви, то это показывает, что антихрист в собственном смысле еще не открывался. По словам ап. Иоанна, когда явится антихрист, то от сего люди должны будут разуметь, яко последний час есть (1 Ин 2, 18), a ап. Павел указывает, что этого беззаконника Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего (2 Сол 2, 8), и, следовательно, он явится непосредственно пред самою кончиною мира. Мало этого, он явится незадолго до кончины мира, ибо, имея обыкновенную человеческую природу, он не может существовать целые века или тысячелетия. Отсюда следует, что по признакам, предуказывающим второе пришествие Христово, внимательные к предсказаниям Писания могут в свое время предусмотреть и близость времени явления антихриста, и когда он явится, узнать в нем «человека беззакония» и принять меры для своего спасения.

В Писании кроме того есть указания на особенные признаки, имеющие предвозвестить людям пришествие антихриста. Непосредственно предваряющим пришествие антихриста событием будет, по словам ап. Павла, взятие от среды удерживающего и держащего. He помните ли, — пишет он к солунянам, — яко еще живый у вас, сия глаголах вам? И ныне удержавающее (то KaTexov) весте, во еже явитися ему в свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония, точию держай (о кaт8xюv) ныне, дондеже от среды будет; и тогда явится беззаконник (2 Сол 2, 5-8). В этих словах указывается, что пришествие антихриста совершится в свое время (ср. Ин 7, 6, 30); стало быть открытие антихриста произойдет не без воли Божией. Бог имеет в Своей власти средство, которым Он задерживает явление антихриста. Этим средством для Него служит означенное апостолом в слове то KaTexov. Таким образом то KaTexov есть благодетельная сила, ограничивающая действование тайны беззакония и препятствующая антихристу явиться прежде времени. Она отступит лишь тогда, когда этого захочет и допустит Бог. Сообразно с таким значением то KaTexov и о кaт8xюv должно означать благодетельную личность, препятствующую ему вполне открыться со всеми демоническими силами. Как только будет взят от среды держащий (о кaт8xюv), явится

человек греха, т. е. антихрист. Но что это за сила то кат8xоv и что за личность — о кaт8xюv, о которых солуняне знали из устной беседы апостола? Для нас это составляет тайну. Одни видят в этой силе — силу религиозную, силу духовную, a в о кат8xюv — какого-либо религиозного деятеля, другие же признают эту силу силой политической, а в удерживающем видят политического представителя этой силы. Оба рода толкований восходят к глубокой древности.

<< | >>
Источник: Протоиерей Николай Платонович Малиновский. Очерк православного догматического богословия ЧАСТЬ II 2010. 2010

Еще по теме § 180. Антихрист и время его пришествия.: