ЕВТИФРОН
545
18 Платон
Диалог в сюжетном отношении примыкает к таким важным для изучения биографии Сократа диалогам, как «Апология Сократа», «Критон» и «Федон».В «Евтифроне» читатель застает Сократа в период, непосредственно предшествующий судебному процессу против него.
Сократ только что узнал, что неким Мелетом на него подан донос, в котором он обвиняется в дурном влиянии на молодежь и в неверии в отеческих богов. Сократу необходимо как ответчику по обвинению в нечестии явиться в так называемый «царский портик» — помещение, где заседал архонт-басилевс (см. прим. 17 к с. 100). Там-то как раз Сократ и встречает утром Евтифрона (об этой встрече Сократ вспоми-нает в «Кратиле» 396 d). Евтифрон из дема Проспалта (филы Ака- мантида) тоже пришел к архонту-басилевсу, но не как ответчик, а как истец. Евтифрон — один из официальных афинских прорицателей, которому отнюдь не всегда верят и зачастую даже осмеивают за излишнюю одержимость и фантазерство. И теперь он явился с жалобой на родного отца, невольно ставшего причиной смерти наемного работника. Платон рисует удивительную ситуацию: Евтифрон пришел сделать добровольный донос на отца и, как он сам считает, поступает вполне благочестиво. А Сократ приходит как жертва доноса, обвиненный в нечестии. Возникает вопрос: а что же такое тогда благочестие? Евтифрон защищает старую, традиционную точку зрения о благочестии как внешнем почитании богов, принесении им жертв, свершении установленных ритуалов. Ему совсем непонятен Сократ, которого обвиняют в почитании каких-то новых богов. Евтифрон настроен к собеседнику вполне благодушно. Однако Платон как бы хочет показать одного из той толпы, перед которой Сократ выступит на суде. Пока дело не дошло до официального обвинения в нечестии, такие люди оставались благодушными, когда же процесс начался, нечего было ждать понимания от тех, для кого внешние ритуалы составляют суть веры.
Таким образом, в диалоге предварительно, на почве частной беседы, уже сталкиваются два мнения — о благочестии внешнем и внутреннем, мнение «многих», толпы, и мнение одного — того, кто Дельфийским оракулом был назван мудрейшим из людей. Остается совсем немного времени до момента, когда Сократ будет выступать с речью перед шумящими афинскими гражданами, воспитание которых с детских лет осуществлялось в рамках устоявшихся религиозных верований и характерным представителем которых является прорицатель Евтифрон.Встреча Сократа и Евтифрона происходила в 399 г.— за месяц с небольшим до смерти Сократа.
- См. прим. 1 к с. 113.—250.
- Т. е. к архонту-басилевсу (см. выше преамбулу). — 250.
- Жалоба(dice) имеет характер частного дела (юрид. causaprivata), иск же предъявлялся по поводу гражданских дел, связанных с нанесением урона обществу (юрид. causapublica), и потому разбирается на открытом процессе. Греческое наименование иска graphe(«запись», «донесение») указывает на то, что иск подавался архонту- басилевсу оформленным письменно. Дело и Евтифрона и Сократа подлежит юрисдикции второго архонта, так как в конечном счете наносит ущерб интересам общества. Ср.: VI, р. 223 Hermann.— 250.
- Мелет, сын Мелета, малоизвестный трагический поэт (подробнее см.: Апология Соїфата, прим. 1). Дем Питфей относился к филе Кекропида (по схолиасту, Эгеида — VI, р. 223 Hermann). — 250.
- Словесный оборот, ставший поговоркой. Очаг — центр не только каждого дома и семьи, но и государства, поэтому в пританее — здании городского совета имелся общий очаг города, в котором поддерживался вечный огонь. В представлении греков существовал и мировой очаг,— это сама богиня Гестия (греч. hestia— очаг), которая находится в центре космоса, а вокруг нее расположены планеты, носящие имена богов. См.: Тимей, прим. 52. — 251.
- См. прим. 24 к с. 76. — 251.
- Хотя роль прорицателей была и очень велика, особенно во время Пелопоннесской войны (Фукидид II 8), но зачастую народ посмеивался над ними, видя в них выдумщиков и фантазеров. — 251.
- Выражение homoseienai, заимствованное из Гомера (Илиада XIII 337), понималось двояко: у риторов — «идти против», у Гоме-
pa — «идти вместе». В «Федоне» (95 Ь) Сократ употребляет похожий оборот, говоря: «...а мы по-гомеровски вместе пойдем...» — 251.
- Поговорка, букв, «преследуешь летящего», т.е. занимаешься пустым делом. Русск. эквивалент: «Искать ветра в поле». Аристотель в «Метафизике» говорит так в отношении людей, которые только начинают заниматься философией и не могут разобраться в истине (IV 18, 1009 b33 - 38). - 252.
- Право преследовать убийцу имел только родственник, если убит был раб — его господин. — 252.
и Евтифрон в данном вопросе придерживается скорее не формально* юридической, а религиозной точки зрения. Он считает, что самое страшное — осквернение от общения с убийцей, которое требует очищения. — 253.
12 Речь идет о наемном работнике, так называемом пелате — pelates, от слова pelas — близко, т. е. работающий вблизи, близкий, сотоварищ. См.: VI, р. 224 Hermann. Пелаты принадлежали к категории свободных, но бедных арендаторов, или поденщиков, которые или платили за аренду 1/б часть дохода, или оставляли себе '/б часть, что не совсем ясно. Некоторые из них попадали в почти крепостную зависимость. Афиняне, получавшие в качестве наделов участки завоеванной территории, в том числе и на о-ве Наксосе, относились к числу клеру- хов (cler — надел). Они оставались афинскими гражданами, зачастую жили в Афинах, сдавая землю в аренду. Однако, когда Наксос в 405 г. (после поражения афинян при Эгоспотамосе) отложился от Афин, клерухи потеряли землю и вернулись в Афины. Если разговор с Евтифроном происходил в 399 г., то убийство должно было произойти до 405 г. Здесь или анахронизм, или Евтифрон подает в суд на своего отца за убийство, свершившееся уже давно, тем более что дело могло быть передано в суд в течение пяти лет. — 253.
,3 Экзегет — должностное лицо в Афинах, ведавшее исполнением религиозных обрядов, в том числе обряда очищения убийц.
Экзегеты обычно назначались в количестве трех человек. — 253.14 Имя Евтифрон означает «обладающий прямым умом», «прямодушный», «правильно мыслящий», поэтому-то Евтифрон и считает себя особым человеком. — 253.
,б Зевс, одолев в битве своего отца — титана Кроноса и его родичей — титанов, низринул их в Тартар, где находятся корни земли и моря (Гесиод. Теогония 729—740). Кронос же оскопил своего отца Урана — Небо, супруга Земли, Геи, и лишил его власти (там же, 176 — 181). — 254.
- См. прим. 15 к с. 183. — 255.
- Для Сократа подобные мифологические истории чересчур грубы и примитивны, точно так же как и для самого Платона, который иронически и критически относится к «ложным» рассказам Гомера, Гесиода и других поэтов о богах, так как они, по его мнению, мешают воспитанию граждан (Государство II 377 а — 383 с). См. также: Государство, кн. II, прим. 27 и 39.
На празднестве Великих Панафиней (Всеафинских) (на третий год каждой Олимпиады от 24 до 29 гекатомбеона — июль — август), когда чествовали Афину Полиаду, покровительницу города, торжественная процессия (ротрё) несла в дар своей богине расшитый пен- лос, чтобы совершить обряд ее одевания в храме Эрехтейоне на Акрополе. На пеплосе были вытканы подвиги Афины, битвы с Титанами и Гигантами. Подношение богине приурочивалось к 28 гекатомбеону, т. е. ко дню ее рождения. — 255.
547
18*
10 В оригинале eidos, т. е. эйдос, что в данном случае тождественно
идее (idea, ср. выше 5 d, ниже 6 е) Эйдос — вид и идея — то, что видно — основные термины платоновского учения об идеях и выражают структурную особенность предметно-смысловой цельности каждой вещи, оказываясь видением предметно-смыслового оформления действительности. Исследование этих терминов см.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. I. М., 1930, с. 135—281. Излагая учение Платона об умственно-интуитивном познании идеи, ее мифологическое и диалектическое понимание, автор дает десятки разных оттенков значений данных понятий.
«Эйдос», по подсчетам А. Ф. Лосева, употребляется у Платона 408 раз, «идея» — 96, так что можно сделать вывод, что учение Платона об идеях трактуется у него без помощи этих терминов. См. также: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969, с. 533 — 547. — 255.,9 Один из характернейших терминов Платона — образец, парадигма (греч. paradeigma), т.е. та главная идея, глядя на которую можно конструировать другие идеи или вообще предметный мир. Так, например, есть образец-парадигма, по которому строится космос в «Тимее» (31 ab), или образец, по которому строится государство (Государство VIII 592 Ь), или образец правления и нравов (там же, 561 е). См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, с. 552 - 554. - 255.
20 См. выше прим. 15. Гефест — сын Зевса и Геры, искусный мастер и кузнец, в древнейшее время отождествлявшийся с огнем (Гомер. Илиада II 426). Г ера — богиня, покровительница семьи и брака, супруга Зевса. — 258.
*1 См. прим. 34 к с. 200. - 262.
- Тантал — сын Зевса, ладийский царь, известный своим богатством. — 262.
- Пер. Вл. Соловьева. По мнению схолиаста (VI, р. 225 Hermann), здесь подразумевается (хотя в этом можно и сомневаться) Стасин Кипрский (VII в.), один из так называемых киклических поэтов, автор «Киприй», где излагались- события от свадьбы Пелея и Фетиды и похищения Елены до начала Троянской войны (fr. XXIII 1-2 Allen).- 263.
- Эта сентенция, согласно схолиасту трагедии Софокла «Аякс» (ст. 1074), приписывается знаменитому сицилийскому комедиографу Эпихарму (VI —V вв.), близкому по своим взглядам к пифагорейцам. Фрагменты Эпихарма см.: Diels.Op. cit., vol. І, Кар. 23; Comicorumgraecorumfragmenta, ed. G. Kaibel, vol. I. Berolini, 1899, fr. 221 (далее — Kaibel). - 263.
- См. прим. 35 к с. 133. - 268.