<<
>>

ЛАХЕТ

  В беседе о мужестве, которая происходит в палестре, участвуют кроме Сократа известные полководцы Никий и Лахет, а также по- чтенные афинские граждане Лисимах и Мелесий со своими сыновьями. Дети знаменитых отцов — Лисимах, сын Аристида, Мелесий, сын политика (не историка!) Фукидида,— предстают здесь уже стариками, которые озабочены воспитанием своих сыновей, что и привело их в палестру посмотреть на знатока и учителя гопломахии — боя в полном вооружении.
Поскольку дело касается военного искусства, сюда приглашены Никий и Лахет, а Сократ, завсегдатай гимнасиев и палестр, здесь совершенно необходим, раз уж встает вопрос о воспитании молодых людей. Таким образом, военное мастерство только предлог для того, чтобы рассуждать о мужестве, которое есть часть добродетели вообще, а без нее не может осуществиться никакое воспитание. Когда Лахет определяет мужество как «твердость души» (192 Ь), Сократ возражает на это: «Твердость хороша и похвальна, когда соединяется с благоразумием» (192 с), следовательно, «мужество есть благоразумная твердость» (192 d), т. е. никакая часть добродетели невозможна вне разумности. Диалог, следовательно, примыкает по своей тематике к «Протагору» и «Менону», где спорят о возможности преподать добродетель и научиться ей, причем мужество является и там одной из составных частей добродетели (Менон 74 а).
Действие «Лахета» относится, по-видимому, ко времени после 424 г., когда афиняне потерпели поражение от беотийцев при Делии; Сократ и Лахет сражались тогда в качестве гоплитов бок о бок друг с другом и вместе выходили из окружения (см. прим. 50 к с. 208). Но действие диалога происходит не позже 418 г., поскольку Лахет погиб в этом году в битве при Мантинее.
Среди участников диалога Сократ самый молодой — ему около 45 лет. Он уже обладает большим жизненным опытом и известностью, однако не считает себя более знающим в военном деле, особенно в сравнении с Никием и Лахетом. Присутствующие юные сыновья Лисимаха и Мелесия — молчаливые персонажи, только слушающие и набирающиеся ума.
              1. Лисимах, единственный сын знаменитого Аристида (см. также прим. 30 к с. 77), ничем не выделялся среди сограждан и вел частную жизнь. Так как отец не оставил ему никакого состояния, афиняне, памятуя о славе Аристида, одарили его сына землей и деньгами, о чем упоминает Плутарх в жизнеописании Аристида (XXVII). Если Аристид родился в 540 г., то Лисимах как старший сын, возможно, родился еще в начале VI в. В диалоге это уже человек преклонного возраста, котя и имеет совсем юного сына. — 223.
              2. Никий (ок. 470—413), сын Никерата, родом из дема Кидантиды (фила Эгеида), известный афинский полководец, знатный, богатый и образованный человек, близкий к Сократу, был также выдающимся политическим деятелем и оратором. У него был сын (см. ниже прим. 5). Жизнь Никия, необыкновенно удачная (он одержал много побед в Пелопоннесской войне), закончилась трагически (см. прим. 28 к с. 77, а также: Горгий, прим. 23. См. также прим. 31 к с. 104). Лахет, сын Меланопа, родом из дема Эксоны (фила Кекропида), известный афинский полководец, возглавлял в 427 г. поход в помощь леонтийцам (Сицилия).
                В 424 г., как указано в преамбуле, он участвовал в битве при Делии. В 423 г. стараниями Лахета было заключено на год перемирие со Спартой, а при заключении мира 421 г. он вместе с Никнем принес положенные клятвы (Фукидид V 43). В 418 г. он и Никострат выступили на помощь аргоссцам и оба пали в битве при Мантинее. Лахет отличался мужеством, бесхитростностью, прямодушием и не особенно доверял учености. Здесь Лахет и Никий только что наблюдали, как демонстрировал свое мастерство воин-гоплит. — 223.
              3. Мелесий, сын Фукидида (см. также прим. 30 к с. 77)т ничем особенно не выделялся, хотя и был в числе 400 олигархов, пытавшихся в 411 г. совершить антидемократический переворот (Фукидид VIII 86, 9). - 223.
              4. В Афинах существовал обычай называть старшего сына именем деда. — 223.
              5. Сын Никия по имени Никерат, образованный и богатый человек,, был казнен во время правления Тридцати тиранов (Ксенофонт. Греческая история II 3, 39). О сыновьях Лахета сведений нет. — 223.
              6. В оригинале syssitoymen, т. е. «имеем общий стол», сисситию, что напоминает сисситии, т. е. общие трапезы спартанцев. На самом деле «общий стол» Лисимаха и Мелесия указывает только на пх дружеские семенные связи. — 223.
              7. Отец Лиснмаха Аристид отличился в битвах при Марафоне, Саламине (на о-ве Пситталея с конницей) и Платеях. Он принимал участие в реформе Клисфена, играл большую роль в Делосском союзе, контролируя поступление взносов в союзническую казну, а также содействовал уравнению малоимущих фетов в гражданских правах (Плутарх. Аристид XXIII—XXIV). Отец Мелесия Фукидид, будучи родственником вождя олигархической группировки Кимона, активна участвовал в борьбе партий, возглавляя аристократическую оппозицию Перикла; был даже подвергнут остракизму, но в дальнейшем вернулся и в 440 г. исполнял обязанности стратега. Прекрасный оратор, Фукидид, по свидетельствам, настраивал «свою речь, как музыкальный инструмент...» (Плутарх. Перикл VIII). Не следует путать этого Фукидида с известным историком, как в прим. 17 к «Феагу» в кн.: Творения Платона, т. I. Пер. Вл. Соловьева. М., 1899. См. также выше прим. 3 и прим. 30 к с. 77.— 224.
              8. См. прим. 30 к с. 77.— 224.
              9. Мелесий и его брат Стефан брали уроки у лучших преподавателей борьбы — Ксанфия и Евдора, обучавших знатную молодежь, так что юноши «в борьбе... превосходили всех афинян...» (Менон 94 с). Интерес Мелесия и его друга к мастерству гопломахииг следовательно, не случаен. — 224.

Сократ был родом из дема Алопеки филы Антиохида (см.: Апология Сократа 32 Ь; Горгий 495 d). Его земляком был не только Лисимах, но и Мелесий (ср. Плутарх. Аристид, гл. 1, где говорится, что Аристид был родом из дема Алопеки). — 225.
11 См. прим. 10 к с. 98 и прим. 25 к с. 196. — 225.
,2 Лисимах как старший сын Аристида вполне может быть ровесником и другом Софрониска, отца Сократа, к тому же они земляки, происходят из одного дема. — 225.

Платон в «Пире» отмечает, что при отступлении войска от Делия Сократ проявил большее самообладание, чем Лахет, «он... спокойно посматривал на друзей и на врагов, так что даже издали каждому было ясно, что этот человек, если его тронешь, сумеет постоять за себя...» (221 Ь). Заявляя, что город (Афины) бесславно пал после поражения при Делии, Лахет образно говорит о том, что Афины перенесли тогда большой позор. — 225.
                1. См. выше преамбулу, а также прим. Ікс. 296. — 226.
                2. Никий рассуждает здесь как защитник высокого военного искусства, полагающийся на науку. — 227.
                3. Лахет рассуждает как бывалый солдат, не искушенный в хитростях военной науки. При этом он подчеркивает авторитет спартанцев во всем, что касается военной выучки (об отношении в Спарте к другим наукам см.: Гиппий больший 285 с —е). — 227.
                4. Из рассказа Лахета о единичном случае делается, однако, общий вывод, что от гопломахии как науки пользы нет, а если она не наука, то и изучать ее не стоит. Триера — военное судно с тремя рядами весел. Число воинов-моряков, эпибатов, на таком корабле было невелико — до 20 человек, в то время как гребцов было до 180. Эпибаты брали вражеское судно на абордаж или метали дротики, стреляли из луков и т. д. В данном случае Стесилай вооружен копьем с серповидным лезвием, напоминающим алебарду, тогда как при нападении на врага необходимо колющее оружие, т. е. обычное тяжелое копье.— 228.
                5. В оригинале paidotribes, педотриб, т. е. учитель гимнастики, который вел практические занятия в палестре, в отличие от учителя- гимнаста (gymnastes), обладавшего теоретической подготовкой.— 229.

,9 См. прим. 27 к с. 130. Схолиаст приводит к этому месту ссылку на поэта Архилоха (VII в.), историка-логографа Эфора (V—IV вв.) и других. Он указывает, что дешевые рабы были обычно из карийцев и фракийцев. Поэтому и человек малодостойный — кариец (VI, р. 291-292 Hermann). - 232.
                  1. Эта пословица, указывает схолиаст (VI, р. 292 Hermann), применяется к тем, кто, не умея делать простой вещи, прямо обращается к сложной, как если, например, овладение мастерством гончара сразу начать с изготовления пифоса — большого глиняного сосуда с узким горлом и суживающимся дном (чтобы его удобно было зарывать в землю) для хранения вина, масла, зерна и т. д. Пословица встречается также в Горгии (514 е). — 232.
                  2. У Солона сказано: «Старея, я постоянно многому учусь» (fr. 22 Diehl). См. также прим. 51 к с. 110. - 233.
                  3. См. прим. 13 к с. 183, а также прим. 25 к с. 196. Об этической стороне музыкальной гармонии (лада) и ритмов см.: Филеб, прим. 14. Лады в античности различались следующим образом: дорийский считался благородным и сдержанным, фригийский — экстатичным, лидийский — жалобным, ионийский — изнеженным. Для Платона и его любимых героев истинно эллинским является, конечно, дорийский лад, и только он допускается в идеальном государстве (Государство III 398 е —399 е). Классические труды античных авторов по гармонии см.: Государство, кн. III, прим. 50; о типах ритмических форм см. там же, прим. 53. — 233.

2л См. выше прим. 13.— 234.
                    1. У древних бытовало мнение, что скифы и парфяне, убегая, мечут стрелы. Об этом не раз упоминают античные писатели. У Плутарха в жизнеописании Марка Красса (гл. XXIV) скифы даже превосходят парфян в такого рода умении сражаться. Ср.: Вергилий. Георгики III 31; Гораций. Оды I 19, 10. — 236.
                    2. Илиада V 223. Там же VIII 105—109. Диомед похваляется, что отбил коней у Энеяу «возбудителя бегства» (букв, умелого в бегстве) . - 236.
                    3. О битве под Платеями см. прим. 27 к с. 103. Ряды щитонос-
                      цев — перевод греч. выражения proe tois gerrophorois. Что именно здесь подразумевается, однако, неясно. Геррофорами называли обычные легкие плетеные щиты персов. Но тогда почему спартанские гоплиты повернули перед ними вспять? Возможно, в данном случае речь идет о чем-то вроде заграждений (бруствера), хорошо закрепленных в земле, за которыми и находились персы. К такому толкованию склоняется и схолиаст, говоря, что в Аттике укрепления (scepasmata) называли геррами, персы же имели покрытия (scenas), обтянутые кожами в виде заграждений (gerra), которые они употребляли вместо щитов, так что те, кто их нес, именовались «геррофоры» (VI, р. 292 Hermann). У Геродота (IX 59—63) описание боя под Платеями отличается от рассказа Сократа. Зато один из моментов битвы при Фермопилах в изложении Геродота (VII 210 сл.) почти буквально совпадает со словами Сократа. — 237.
                    4. Изображение спора как бури на море (heimadzomai) не раз встречается у Платона. Ср.: Филеб 29 Ь, Евтидем 293 а. — 240.
                    5. Схолиаст указывает поговорку «и собака и свинья это поняли бы» (VI, р. 292 Hermann). - 243.

26 Кроммионская свинья — Фейя — чудовище, убитое Тесеем во время его пути к Афинам. — 243.
30Ламах, сын Ксенофана, афинский полководец периода Пелопоннесской войны, был известен смелостью, горячим нравом и бескорыстием. Он участвовал в Сицилийском походе (см. прим. 28 к с. 77) и погиб под Сиракузами в 414 г. Плутарх в жизнеописании Алкивиада (гл.XVIII), говоря о трех стратегах, возглавлявших поход в Сицилию, указывает, что Алкивиад отличался «дерзостью», Никий — «предусмотрительностью», а Ламах, несмотря на свой возраст, был не менее Алкивиада «горяч» и «искал опасностей в сражении». Ламах фигурирует и среди комических персонажей Аристофана (Ахарняне 566— 625). - 244.
  1. Лахет происходит из дема Эксоны, а его жители, как считалось, всегда славились злоречием. — 244.
  2. См. прим. 23 к с. 75. - 244.
  3. Сократ намекает на пристрастие Никия к прорицаниям и гаданиям. В будущем Сицилийском походе это приведет к несчастью: вместо решительных действий Никий медлил, прислушиваясь к гаданиям, и упустил важный для армии момент (Плутарх. Никий XXI, XXIII-XXIV). - 246.
  4. О Никерате см. выше прим. 5. — 248.
  5. Телемах советует Одиссею, представшему в виде нищего, обойти пирующих женихов, прося подаяние, ибо «стыд для нищих людей — совсем негодящийся спутник» (Одиссея XVII 347, пер. В. В. Вересаева). — 249.
  6. См. прим. 59 к с. 222. - 249.

 
<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. ПЛАТОН. Диалоги. «Мысль » Москва —1986. 1986

Еще по теме ЛАХЕТ:

  1. § 4. Развитие основной предпосылки логического мышления (предельная общность как принцип структуры относящихся к ней частностей)
  2. ЛАХЕТ
  3. Лисимах, Мелесий, Никий, Лахет, сыновья Лисимаха и Мелесия, Сократ
  4. АЛКИВИАД I
  5. ЛАХЕТ
  6. О ДОБРОДЕТЕЛИ
  7. ЛАХЕТ
  8. Лисимах, Мелесий, Никий, Лахет, сыновья Лисимаха и Мелесия, Сократ
  9. ФЕАГ
  10. МЕНЕКСЕН
  11. АЛКИВИАД I
  12. ЛАХЕТ
  13. ЛИСИД
  14. § 3. Развитие основной предпосылки логического мышления (предельная общность как принцип структуры относящихся к ней частностей)
  15. ГОРГИЙ