>>

Редакция литературы по философии и психологии

Предлагаемая вниманию советского читателя книга «Первые философы» написана известным английским ученым и общественным деятелем Джорджем Томсоном и представляет собой II том его исследования в трех томах под названием «Исследования по истории древнегреческого общества».

Первый том — «Доисторический Эгейский мир» — выпущен Издательством иностранной литературы в 1958 году. Труд Дж. Томсона—оригинальная попытка всесторонне изучить с марксистских позиций материальную и духовную культуру древнего мира. «Первые философы» —• [специальное исследование процесса зарождения и [оформления идеологии древнегреческого рабовладельческого общества. Автор не следует здесь принятой на Западе традиции изложения этого вопроса, а стремится решить его принципиально по-иному, а [именно—проследить [как из условий материальной жизни древнего общества, на базе рабовладельческого способа производства возникали и оказывали величайшее воздействие на жизнь общества экономические, политические, философские и другие идеи и представления древних. Данная книга не является историей философии в общепринятом смысле этого слова. Автор не считает себя обязанным последовательно излагать развитие и смену философских школ и учений древней Греции, акцентируя свое внимание на ранних представителях древнегреческой мысли. Он стремится подтвердить своим исследованием тот тезис, что идеи общества и, в частности, философские идеи возникают как закономерное отражение условий материальной жизни людей. В этой связи заслуживает внимания примененный Дж. Томсоном метод сравнительного анализа общих черт возникновения рабовладельческой идеологии (и, в частности, философских идей) на материале истории Греции, Месопотамии, Египта и Китая.

Дж. Томсон привлекает большое количеетво разнообразных источников и выступает как глубокий и вдумчивый аналитик. Он использует обширную литературу по данному вопросу, в частности произведения классиков марксизма-ленинизма, а также работы прогрессивных западных ученых.

Ему известен целый ряд трудов советских ученых.

Некоторые положения и выводы автора не всегда соответствуют точке зрения других ученых-марксистов, занимающихся историей философии, на характер и классовую природу взглядов некоторых древнегреческих мыслителей (например, Пифагора и Гераклита).

Труд Дж. Томсона дает богатый дополнительный материал для дальнейшего обсуждения особенностей возникновения и развития философии в древнем мире. Книга Дж. Томсона без сомнения будет с интересом встречена советским читателем. В Послесловии к настоящему изданию, наряду с общей оценкой труда Дж. Томсона «Первые философы», обсуждаются некоторые общие и конкретные- проблемы, связанные с историей древней философии и поднятые в настоящей книге.

Посвящается Манолису Глезосу, герою движения Сопротивления в Греции

В мае 1941 года в возрасте 19 лет Манолис Глезос взобрался на Акрополь и сорвал свастику, которая была за несколько дней до этого поднята вступившими в Афины нацистами. Схваченный и приговоренный к смерти, он бежал и присоединился к движению Сопротивления. После войны Глезос опять был арестован и в 1948 году вновь приговорен к смерти. В результате волны протестов, прокатившейся по всему миру, приговор был смягчен, смертная казнь заменена пожизненным заключением, и в июле 1954 года он был освобожден, уже страдая туберкулезом.

Н лоохолУ/ dev eivai yid той; dovkovg,

Elvai у id row; Xsvt egov;, yia [ids I[2]

При написании этой книги автор руководствовался убеждением,, что правильное понимание античной философии может оказаться весьма ценным для нас в идеологической борьбе на современном этапе.

Человечество находится сейчас на пути к коммунизму. В СССР предварительная задача, заключающаяся в построении социализма^ полностью разрешена; в странах народной демократии строительство социализма также успешно продвигается вперед; и народным массам во всем мире становится все яснее, что не может быть достигнуто ни длительного мира, ни счастья до тех пор, пока они не положат конец эксплуатации человека человеком.

Борьба за социализм и коммунизм не является просто борьбой за преобразование способа производства материальных благ и общественного строя. Она представляет собой также борьбу за изменение сознания людей и в особенности за уничтожение тех иллюзий классового общества, которые все еще мешают нам видеть беспредельные возможности будущего развития человечества, открывающиеся перед ним вместе с переходом к коммунизму. Мы будем способны более эффективно изживать упомянутые иллюзии, если будем понимать те исторические условия, в которых они появились.

Буржуазные ученые очень хорошо знают, что при таком подходе ставится под угрозу. Для них эти иллюзии являются «вечными истинами», которые впервые были открыты древними греками. Цель этих ученых состоит в том, чтобы поместить древнегреческую цивилизацию за пределы, не доступные для науки. Для буржуазных ученых древнегреческая цивилизация представляет собой уникальное, необъяснимое явление — «греческое чудо», как они ее называют. Наша же цель должна заключаться в том, чтобы показать, что в действительности древнегреческая цивилизация явилась поворотным этапом в прогрессивном развитии человеческого общества. Этот этап характеризуется возникновением вполне развитой формы классовой борьбы. Рассматривая таким образом древнегреческую цивилизацию, мы сможем извлечь для себя ряд весьма полезных уроков, чтобы использовать их в ходе совершающегося на наших глазах несравненно еще более значительного прогресса.

Одна из глав настоящей работы посвящается древнему Китаю. Эта глава была включена в книгу по двум соображениям. Прежде всего, на Востоке философия имела столь же продолжительную и богатую историю, как и на Западе. Это такой факт, который игнорируется большинством буржуазных историков, занимающихся изучением достижений западной цивилизации. Лишь встав на такую позицию, они оказались способными настаивать на той выдумке, что научные знания имеют в качестве места своего возникновения исключительно Европу, где они появились из «греческого чуда».

Исторические источники современного материализма оказываются, таким образом, окутанными мраком неизвестности. Кроме того, необходимо, чтобы историки-марксисты могли бы так же перебросить мост через эту пропасть между Востоком и Западом в области науки, как он перебрасывается в совместной борьбе народных масс Востока и Запада. Именно в этом направлении будут развиваться идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, содержащиеся в их трудах об античном обществе, а в особенности в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», при создании всесторонней историй античного общества.

Март 1958 года.

Джордж Томсон.

Второй том настоящей работы построен по такому же плану,» как и первый. Он является дальнейшим развитием темы «Эсхил и Афины», которая связана с распространением рабства и возникновением науки.

Я не пытался систематически изучать историю рабства. Это задача коллективного исследования, основанного на всем том материале, который сейчас стал доступным. Становится все более и более ясным, что такое исследование никогда не будет предпринято буржуазными учеными, молчаливое согласие которых с колониальным угнетением делает их неспособными понять деградацию раба, а тем более — рабовладельца. Однако я надеюсь, что уже достаточно было сказано для того, чтобы показать, что без учета этой деградации нельзя понять греческую цивилизацию.

Мною не исследовались также и технические источники греческой науки. Это также является делом специалистов. Моей целью было рассмотреть идеи, лежащие в основе тех трудов натурфилософов, которые образуют связующее звено между примитивным мышлением и научным знанием. Когда я изучал экономическую основу трагедии, результатом чего явился труд «Эсхил и Афины», я понял, что мои заключения должны равным образом относиться и к другой идеологической продукции античной демократии. В соответствии с этим я в настоящем томе проанализировал ту роль, которую играли товарное производство и денежное обращение в развитии греческой философии.

В этом я многим обязан доктору Альфреду Зон-Ретелю, который в своих исследованиях, посвященных Канту, самостоятельно пришел к подобным же заключениям. Они должны быть опубликованы в книге «Intellectual and Manual Labour» («Умственный и физический труд»). Зон-Ретель не только позволил мне прочесть свою книгу в рукописи, но и помог мне при обсуждении моей работы правильно оценить глубокое философское значение первых глав «Капитала».

Глава о Китае является попыткой подойти к сравнительному изучению греческой и китайской философии, которое я надеюсь продолжить в третьем томе. Я намеревался также сказать несколько слов об индийской философии, но мне помешали хронологические трудности, связанные с историей Индии. Следует ожидать, что с распространением марксизма в Индии эти проблемы будут разрешены.

Я очень признателен проф. Бенджамену Фаррингтону и Морису Корнфорту за их критические замечания, а также моим , жоллегам из отделения классической филологии в Карловом университете в Праге, которым за их участие во многих продолжительных и оживленных дискуссиях я благодарен больше, чем могу выразить.

Бирмингем, январь 1955 года.              Джордж ТОМСОН.

Ш

| >>
Источник: Джордж Томсон. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Том II ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва, 1959. 1959

Еще по теме Редакция литературы по философии и психологии:

  1. ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
  2. Список основной использованной литературы
  3.   ЛИТЕРАТУРА  
  4.   У ИСТОКОВ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
  5.   ПРОФЕССОР ФИЛОСОФИИ  
  6. Жизненный путь философа
  7. СХОЛАСТИКА, ЭКЛЕКТИЗМ И ЗАРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
  8. Редакция литературы по философии и психологии
  9. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  10. ЛИТЕРАТУРА
  11. Жизнь, философия жизни и биофилософия
  12. Литература
  13. Список цитированной и использованной литературы
  14. Литература
  15. Список литературы
  16. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  17. Круглый стол СВОБОДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОЗИДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО ОБЩЕСТВА