<<
>>

ГЛАВА 69 [О ТРЕХ ВИДАХ ЦЕЛОСТНОСТЕЙ]

«Всякая целостность, [состоящая] из частей, приобщается к целостности, предшествующей частям». Здесь философ приобщает друг к другу три вида целостностей. Целостность в частях, скажем, Земли приобщает к целостности, составленной из множества частей, а именно неба.
И далее, целостность неба и всего остального, частью чего является небо, [приобщает] к всеобщей душе. И далее, всеобщая душа является частью вечности. А вечность — часть истинно сущего. А истинно сущее является частью в целостности, но не составленной из частей, а существующей до и выше частей, т. е. целостности, не составленной из частей, а высшей и сообразной единому, ибо всякая из частей составленная целостность подвержена страсти составленное™. А несоставленная целостность находится выше всякой страсти, хотя бы страсти эти и были облагораживающими.

[ОБ ИЗНАЧАЛЬНЫХ ПРИЧИНАХ]

«Всякое, более целостное, пребывает в началах до частей и сияет в причастном ему раньше частичного». Эта теория говорит нам, что всякое более целостное находится выше всего, что оно объемлет. И его действенные солнца в трех видах сияют последующим. Ибо действует оно до последующих своей творческой деятельностью; с последующими, отдавая им свои силы и действия; и далее, после последующих, когда последующие недостаточны для действия и порождения. При этом оно действует, производит и далеко распространяет свои порождающие существование действия, которыми последующие не сумели овладеть. Это уже на примерах пояснил сам [философ] 164. Поэтому в трех видах действует всякая изначальная всеобщая причина: до последующих, вместе с последующими и после последующих.

ГЛАВА 71

[ОБ ИЗЛУЧЕНИЯХ КАК СУБСТРАТАХ]

«Излученное всяким, имеющим в изначальных причинах ряд самого объемлющего и высшего, в последних протяженных само становится дающим существование и субстратом».

Это положение говорит, что всякие более целостные начала рядов выделяют от себя излучения, т.

е. силу и творчество, и сами эти творческие излучения дают существование последующим сущностям и делают их способными воспринять их лучи. И далее, сразу и мгновенно распространяются сияния первых и высших причин [через] средние вплоть до самого отдаленного протяженного [тела], потому что всякое начало ряда является более единообразным и целостным.

ГЛАВА 72 [О СУБСТРАТЕ В ПРИЧАСТНОМ]

«Всякое, имеющее в причастных [явлениях] значение субстрата, производится от совершенных и целостных причин».

Он говорит, познающий, [о сущих], которые в причастных являются подлежащими [субстратами]. Это означает, что всякая подлежащая сущность является хуже высшего, потому что подлежащие сущности производятся из высших, как виды из родов и как части из целостности. Но подлежащие и частичные получают свое существование от высших всеобщих и занимают место нижележащих. Но когда слышишь, что «частичные сущности являются нижележащими и всеобщими», не понимай это подобно соотношению сущности и случайного, т. е. не так, как говорит Аристотель в «Логике» и «Физике» об отношении несовершенного к совершенному и об отношении теологии к философии ,65, а как единообразные и общие излучения, дающие существование частичным.

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме ГЛАВА 69 [О ТРЕХ ВИДАХ ЦЕЛОСТНОСТЕЙ]:

  1. § 2. Виды нормативно-правовых актов парламента и их характеристика
  2. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  3. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  4. Глава 3. НАУЧНЫЙСТАТУСОБЩЕЙСОЦИОЛОГИИ, ЕЕМЕСТОИРОЛЬВСИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГОЗНАНИЯ  
  5. Глава 20. ЛИЧНОСТЬКАКУНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯСИСТЕМА  
  6. Глава 31. СОЦИАЛЬНЫЙКОНТРОЛЬ  
  7. Глава 32. СОЦИАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ  
  8. ГЛАВА 67 [О ЧАСТИ И ЦЕЛОСТНОСТИ]
  9. ГЛАВА 69 [О ТРЕХ ВИДАХ ЦЕЛОСТНОСТЕЙ]
  10. Глава 1. Судьба Н. Я. Данилевского (школа жизни, наук и общений)
  11. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  12. Глава V ЯЗЫКОВЫЕ СЕМЬИ И ЯЗЫКОВЫЕ ТИПЫ *
  13. Глава XIV.ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ
  14. Глава XIV Отец Павел Флоренский
  15. ГЛАВА ВТОРАЯ ГУМАНИЗМ ПРОТИВ СХОЛАСТИКИ