<<
>>

ГЛАВА 73 [О РАЗДЕЛЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ И СУЩЕГО]

«Всякая целостность есть одновременно и какое-то сущее и приобщается к сущему, но не всякое сущее есть [одновременно и| целостность».
В этой главе философ отделяет друг от друга целостность [от сущего] и говорит, что всякое, каким-нибудь образом сделавшееся целым, создается из своих частей и получает достоинство и разряд целостности, и возникает и приобщается к сущему.
Но не всякое сущее является целостностью, ибо части частей являются уже сущими, но не целостностнми. Поэтому не всякое сущее получает меру и разряд целостности. И далее он говорит, что, если только целостность является сущим, а части не являются таковым, тогда и целостность станет не-сущим как составленная из несущих частей. Поэтому и части являются не пе-песущи- ми, а сущими, но лишь как части, а бытие целостности составлено из бытия частей. Но целостность нерасчленен- ная находится выше всей целостности, составленной из частей, как это было подробно доказано в предыдущих главах. И далее, [Прокл] различает сущее от целостности и говорит, что то, что является причиной большего, дальше распространяет свою творческую силу, а сущее, дальше распространяет [свою силу], ибо предоставляет частям существование, чего не в состоянии сделать целостность.
[О РАЗДЕЛЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ И ВИДА|
«Всякий вид является какой-нибудь целостностью, ибо происходит из множества [явлений], которые составили вид, но не всякая целостность является видом. Ибо какое- нибудь частичное и неделимое есть целостность как неделимое, но не является видом».
Эта теория сделается ясной из примеров. Она отделяет целостность и вид в том смысле, что животное является и видом существ, и целостностью, и далее, говорящее является видом животного и целостностью, и далее, человечность есть вид говорящего и целостность, ибо содержит в самом себе природу всякого человека, как одного, так и всех единичных людей. А человек (для примера возьмем сына Софроника — Сократа) является целостностью, как составленный из частей, но не является видом, ибо не производит подлежащие ему другие единичные [явления |, и называется неделимым, потому что не делится на разные сущности, а пребывает в тождестве. Поэтому доказано: иной является целостность и иным — вид.
<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме ГЛАВА 73 [О РАЗДЕЛЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ И СУЩЕГО]:

  1. Глава IМЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  2. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  3. Глава IIIМЕНТАЛИТЕТ И ЯЗЫК
  4. Глава V«РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  5. ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ
  6. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
  7. Глава 27. СОЦИАЛЬНЫЕКОММУНИКАЦИИ  
  8. ГЛАВА 60 |0 ПРОСТОМ] [О ВСЕОБЩИХ И ЧАСТНЫХ ПРИЧИНАХ]
  9. ГЛАВА 73 [О РАЗДЕЛЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ И СУЩЕГО]
  10. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  11. Глава XV.ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
  12. Глава 4. Всемирный исторический процесс
  13. Глава 18. Конституционные акты Российской Федерации и Республики Башкортостан о правовом статусе республики
  14. Глава 4. Собственность как социальная технология
  15. Глава 7. Основные формы переходного периода и пути их реализации
  16. Глава XV ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ