<<
>>

[ГИМН ПЕРВООСНОВЕ ВСЕГО СУЩЕГО] 

          1. Владыка окутал [собой] все это,

Все, что движется в этом движущемся мире.
Терпи эти лишения,
Не будь алчным к благам других.
          1. Тот, кто свершает деяния в этом мире, Да пожелает [себе] ста лет жизни.

У тебя здесь нет иного [пути]: Деяния не пятнают человека.
          1. Асуроподобными называют те миры, Что окутаны кромешной тьмой.

Уходя [из этого мира], к ним приближаются те, Кто убил свой атман.
4. Единый недвижим, [но] более быстр, чем мысль. Боги[270] не поспевают за ним, устремляющимся
вперед.
Неподвижно стоящий — обгоняет он других,
бегущих.
Матаришван сосредоточивает в нем это.
            1. Он движется — и не движется. Он далек — и близок.

Он внутри всего — И вне всего.
            1. А кто все существа Различает в атмане

И атман — во всех существах, Тот не испытывает отвращения.
            1. Если в том, кто познал все существа, Возник атман, —

Что [ему] заблуждение, что [ему] печаль, [Ему], видящему единство!
            1. Он заполнил [собою все]. Он светел, бестелесен

и неуязвим, Без сухожилий, чист, его не поражает зло. Он — мудрый, разумный, всеобъемлющий,
самосущий, Навеки наделил он каждого его делами.
            1. В кромешную тьму входят те, Кто почитает незнание.

В еще более кромешную тьму [входят] те, Кто упивается знанием.
            1. «Поистине знание ведет к одному, А незнание — к другому».

Вот что слышали мы от мудрых, От тех, кто обучил нас этому.
            1. Тот, кто знает знание и незнание, И то и другое вместе,

Тот, переступая смерть благодаря незнанию, Обретает бессмертие благодаря знанию.
            1. В кромешную тьму входят те, Кто почитает аеамбхути [271].


В еще более кромешную тьму [входят] те, Кто упивается самбхути.
            1. «Поистине самбхути ведет к одному, А асамбхути — к другому».

Вот что слышали мы от мудрых, От тех, кто обучил нас этому.
            1. Тот, кто знает самбхути и винашу [272], И то и другое вместе,

Тот, переступая смерть благодаря винаше, Достигает бессмертия благодаря самбхути.
            1. Золотым кругом Закрыто лицо истины. Открой его, о Пушан,

Дабы я, верный истине, узрел его.
            1. О Пушан, о единственный риши, о Яма,

о Сурья,
О потомок Праджапати, раскинь [свои] лучи,
собери
[Воедино свой] жар! Я вижу твой прекрасный
облик.
Я тот пуруша.
            1. [Пусть] ветер [войдет] в бессмертное дыхание, А тело это [пусть найдет] конец в пепле.
              Ом. Помни, о мудрость, помни о деяниях! Помни, о мудрость, помни о деяниях!
            2. О Агни! Поведи нас золотой дорогой богатства, О бог, знающий все пути.

Удержи нас от грехов, ведущих к обману. Мы воздадим тебе величайшую хвалу[273].
 
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме [ГИМН ПЕРВООСНОВЕ ВСЕГО СУЩЕГО] :

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ ОЛИМПИОДОР
  2.   У ИСТОКОВ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
  3. [ГИМН ПЕРВООСНОВЕ ВСЕГО СУЩЕГО] 
  4.   ИМЕННОЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  5. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК  
  6. ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
  7. КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ
  8. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  9. 9.ПРОСВЕЩЕНИЕ
  10. ГИПАТИЯ, ИЛИ РАСТЕРЗАННАЯ МУЗА. К 1600-ЛЕТИЮ КАЗНИ ОТ РУК ФАНАТИКОВ-ХРИСТИАН
  11. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  12. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ НОВАЯ КАРТИНА МИРА
  13. ГЛАВА ПЯТАЯ БЕСКОНЕЧНАЯ ВСЕЛЕННАЯ И БОГ
  14. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ