<<
>>

15. [О ВОДЕ КАК О ПЕРВООСНОВЕ ВСЕГО СУЩЕГО]

  Брихадараньяка-упанишада, V, 5
  1. Вначале это[205] было водами. Эти воды создали истину, истина — это Брахман. Брахман [создал] Праджапати, Праджапати — богов. Поистине эти боги почитали истину. Оно[206] трехсложно: са-ти-ям. «Са» — один слог, «ти» — один слог, «ям» — один слог. Первый и последний слоги — истина, в средине — ложь. Эта ложь охвачена с обеих сторон истиной: истина становится преобладающей. Тому, кто знает это, ложь не причиняет вреда.
  2. Эта истина есть то солнце.
    Этот пуруша в этом круге и этот пуруша в правом глазу опираются друг на друга. Этот опирается на того с помощью лучей, тот на этого — с помощью пран. Перед тем как выйти наружу [207], он видит этот круг чистым. Эти лучи больше не идут к нему.
  3. Голова этого пуруши, что в этом круге, есть «бхух»[208]: голова — одна и этот слог — один. Руки [его] — «бхувах» [209]: рук — две и этих слогов — два. Опора [его] — «свах» [210]: опор — две и этих слогов — два. Его упанишада[211] — день; тот, кто знает это, уничтожает зло[212], побеждает [его].
  4. Голова этого пуруши, что в правом глазу, есть «бхух»: голова — одна и этот слог — один. Руки [его] — «бхувах»: рук — две и этих слогов — два. Опора [его]— «свах»: опор — две и этих слогов — два. Его упанишада— я; тот, кто знает это, уничтожает зло, побеждает [его].

16. [МОЛНИЯ —ЭТО БРАХМАН]

Брихадараньяка-упанишада, V, 7

1. «Молния — это Брахман», — говорят. Молния — ибо она отсекает[213]. Отсекает зло тот, кто знает это. «Молния — это Брахман», ибо поистине молния — Брахман.

17. [РЕЧЬ]

Брихадараньяка-упанишада, V, 8

1. Речь должно почитать, как дойную корову. У нее четыре соска: восклицания «сваха», «вашат», «ханта», «свадха». От двух ее сосков живут боги — от восклицаний «сваха» и «вашат», от восклицания «ханта» — люди, от восклицания «свадха» — предки. Дыхание ее — бык, мысль — теленок.

18. [ОГОНЬ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА]

Брихадараньяка-упанишада, V, 9

1. Тот огонь, что внутри человека, и есть Вайшванара; на нем варится пища, которая поглощается. Шум его слышит тот, кто закрывает уши. Перед тем как выйти наружу, он не слышит этого шума.

19. [ДЫХАНИЕ И ПИЩА]

Брихадараньяка-упанишада, V, 12

1. «Пища есть Брахман»,—говорят некоторые. Это не так, ибо поистине пища портится без дыхания. «Дыхание есть Брахман», — говорят некоторые. Это не так, ибо поистине дыхание иссыхает без пищи. Однако оба эти божества, слившись воедино, приобретают высшее значение.

 

<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме 15. [О ВОДЕ КАК О ПЕРВООСНОВЕ ВСЕГО СУЩЕГО]:

  1. Глава 13. Гипотетико-дедуктивный метод
  2. 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
  3. 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  4.   ПЛАТОН 
  5. 15. [О ВОДЕ КАК О ПЕРВООСНОВЕ ВСЕГО СУЩЕГО]
  6. НЕБО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО  
  7. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК  
  8.   2. Фальсификация диалектико-материалистической философии путем «отождествления» ее с религией  
  9.   1. АВГУСТИН И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ  
  10. ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
  11. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  12. Фалес Милетский