<<
>>

10. [О ВОЗНИКНОВЕНИИ ВСЕГО ИЗ НЕ-СУЩЕГО]

  Шатапатха-брахмана, VI, 1, 1
        1. Поистине не-сущим было вначале [все] это. Поэтому и спрашивают: «Чем было это не-сущее?» Это не-сущее было вначале [этими] риши.
          Поэтому и спрашивают: «Кем были эти риши?» Поистине риши — это праны. Так как они до этого, желая этого, были изранены усилиями и тапасом, они — риши[40].
        2. Дыхание в середине [тела] поистине есть Индра. Он воспламеняет эти праны в середине силою. Так как он воспламеняет, он — Индха. Поистине он Индха 12.


Его называют Индрой тайно, ибо боги любят неявное. Они [41], воспламенившись, создали из себя семерых разных пуруш.
3. Они сказали: «Поистине не сможем мы, будучи такими, размножаться. Мы сделаем из этих семерых пуруш одного единственного пурушу». Они сделали из этих семерых пуруш одного единственного пурушу. В то, что выше пупа, превратили они двоих, в то, что ниже пупа — двоих, одного пурушу [превратили они] в один бок, одного — в другой, один был опорой.
Шатапатха-брахмана, VI, 1, 1
          1. Этот пуруша, Праджапати, пожелал: «Я хочу стать больше, я хочу размножиться». Он прилагал усилия, предавался тапасу. Приложив усилия, предавшись тапасу, он первым создал Брахмана, [это] поистине троякое знание 14. Тот стал его опорой. Поэтому говорят: «Брахман—опора вселенной». Поэтому тот, кто повторяет [эти] слова, обретает опору. Ибо опора есть то, что есть Брахман. Имея опорой Брахмана, он предается тапасу.
          2. Он 15 создал воды. Из речи, которая есть вселенная, была создана его речь. Она достигла всего этого. Так как она достигла, она — вода16. Так как она покрыла, она — вода 17.
          3. Он пожелал: «Я хочу родиться из этих вод!» С этим трояким знанием он вступил в воды. Из этого возникло яйцо. Он коснулся его, сказав: «Да будет! Да будет, да будет больше!» Поистине так сказал он. Поистине из этого первым был создан Брахман, это поистине троякое знание. Поэтому говорят: «Брахман — перворожденное этой вселенной!» Брахман поистине был раньше создан из этого пуруши. Он был создан в виде его уст. Поэтому говорят о знатоке: «Он подобен огню». Ибо уста огня суть то, что есть Брахман.
          4. Далее. Зародыш внутри был создан в виде Агри 18. Он есть Агри, ибо он был создан как начало этой вселенной. Поистине он — Агри и называют его Агни тайно. Ибо боги любят неявное. Далее, то, что скопилось там в виде слезы, стало Ашру19. Это поистине Ашру и называют его Ашва 20 тайно. Ибо боги любят неявное. Далее. То, что как бы кричало, стало ослом21. Далее. Тот сок, которым была смазана скорлупа [яйца], стало козой 22. Далее. То, что было скорлупой, стало землей.
          5. Он23 пожелал: «Я хочу породить эту [землю] из этих вод, возвышаясь над ними!» Размяв ее, бросил он ее в воды. Сок, вытекший из нее, стал черепахой. Далее. То, что брызнуло вверх, стало тем, что там наверху возникает из вод, возвышаясь над ними. Она24 выделилась позднее, следуя водам.
            Все это приняло один единственный облик — [облик] вод.
          6. Он пожелал: «Да будет теперь [земля], да родится она!» Он прилагал усилия, предавался тапасу. Приложив усилия, предавшись тапасу, он создал пену. Он знал: «Поистине этот облик — нечто другое. Поистине возрастает он. Я хочу приложить усилия». Приложив усилия, предавшись тапасу, он создал глину, высохший ил, солончаковую почву, песчаную почву, кремень, скалы, руду, золото, травы, деревья. Этим покрыл он эту землю.
          7. Они — эти девять творений25. Земля была создана, поэтому говорят: «Тройственен огонь». Ибо она огонь. Ибо для нее разводят огонь.
          8. Поистине эта земля стала опорой. Поэтому она стала бхуми26. Он27 распростер ее. Она стала прит- хиви28. Полагая, что она цельная, совершенная, она
            1. Агра — начало.
            2. Ашру — слеза.
            3. Ашва — конь.
            4. Рас — кричать; расабха — осел.
            5. Непонятная игра слов.
            6. Праджапати.
            7. Земля.
            8. Вышеперечисленное, кроме глины.
            9. Бху — становиться, бхуми — одно из названий земли.
            10. Праджапати.
            11. Пратхай — простирать; притхиви — одно из названий земли.

стала петь. Так как она пела, она — гаятри [42]. Поистине говорят: «Огонь на ее спине, он полагал, что он цельный, совершенный, он пел. Поэтому он Агни гаятра». Поэтому тот, кто полагает, что он цельный, совершенный, тот поистине поет или радуется пению.
              1. [ДЫХАНИЕ, ПИЩА, СИЛА]

Шатапатха-брахмана, VII, 5, 1
                1. Так как поистине кладут [на алтарь] то, что называется «ступой и пестом» [43], из Праджапати, ослабевшего, из его средины, пожелало выйти дыхание. Он схватил его пищей. Поэтому дыхание схватывается пищей. Ведь тот, кто поглощает пищу, дышит.
                2. Когда было схвачено дыхание, из него[44] пожелала выйти пища. Он схватил ее дыханием. Поэтому пища схватывается дыханием. Ведь тот, кто дышит, поглощает пищу.
                3. Когда они оба были схвачены, из него пожелала выйти сила. Он схватил ее ими обоими. Поэтому сила схватывается ими обоими. Ведь тот, кто поглощает пищу, тот дышит, тот набирается силы.
                4. Когда была схвачена сила, из него пожелали выйти эти двое. Их обоих схватил он силою. Поэтому оба они схватываются силою. Ведь тот, кто набирается силы, тот дышит, тот поглощает пищу.
                5. Они схватываются друг другом. Когда он схватил их друг другом, он повелел им достичь [его атма- на]. Следуя этой достигающей его пище, его достигли все боги. Ведь благодаря пище живет все это.
  1.  
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме 10. [О ВОЗНИКНОВЕНИИ ВСЕГО ИЗ НЕ-СУЩЕГО]:

  1. Возникновение и развитие социальной экологии
  2. 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  3. о возникновении и гибели, или о рождении и разрушении сложных вещей 
  4.   5. В книгах «О возникновении и гибели».  
  5. 10. [О ВОЗНИКНОВЕНИИ ВСЕГО ИЗ НЕ-СУЩЕГО]
  6. НЕБО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО  
  7. Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
  8. И, ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА1. Условия возникновения сознания
  9. 1.Основные концепции возникновения  государства и права
  10. ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА И О ПУТИ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО НАПРАВЛЯТЬСЯ К ИСТИННОМУ ПОЗНАНИЮ ВЕЩЕЙ
  11. Условия и причины возникновения калама – рационалистической (спекулятивной) теологии. Учение мутазилитов о единобожии. Мутазилитская концепция свободы воли. Ее отношение к аналогичной коранической концепции. Рационализм у мутазилитов.
  12. Возникновение суфизма – мистико-аскетического направления в исламе, его социальная база. Представители философского суфизма, его историческая роль. Мистическая философия как реакция на засилие софистики и псевдорационалистической демагогии богословия, на безграничную веру в разум философов-перипатетиков. Ориентация на личностную структуру человека. Онтология суфизма, учение о макро– и микрокосмосе. Гносеология суфизма: значимость житейского опыта, обостренное эстетическое восприятие предметов, у
  13. «Фалсафа» – светский вариант арабо-исламской философии. «Фалсафа» и религия. Разработка проблемы единства бытия как философской проблемы. Концепция творения мира вещей: необходимосущее и возможносущее бытие. Картина строения бытия, эволюции сущего.