<<
>>

[О ПОЗНАНИИ «ОГНЕЙ»]

  Шатапатха-брахмана, X, З, 3

1. Дхира, сын Шатапарни, приблизился к Маха- Шале, сыну Джабалы. Его спросил он: «Что познав, приблизился ты ко мне?» — «Огонь познал я». — «Ка- кой огонь познал ты?» — «Речь». — «Каким становится тот, кто познал этот огонь?»—«Способным говорить становится тот, — ответил он, — речь не покидает его».

  1. «Ты познал огонь, — сказал он. — Что познав, приблизился ты ко мне?» — «Огонь познал я».— «Ка- кой огонь познал ты?» — «Зрение».
    — «Каким становится тот, кто познал этот огонь?» — «Способным видеть становится тот, — ответил он, — зрение не покидает его».
  2. «Ты познал огонь, — сказал он. — Что познав, приблизился ко мне?» —«Огонь познал я». — «Какой огонь познал ты?» — «Мысль». — «Каким становится тот, кто познал этот огонь?» — «Способным мыслить становится тот, — ответил он, — мысль не покидает его».
  3. «Ты познал огонь, — сказал он. — Что познав, приблизился ты ко мне?» — «Огонь познал я». — «Какой огонь познал ты?» — «Слух». — «Каким становится тот, кто познал этот огонь?» — «Способным слышать становится тот, — ответил он, — слух не покидает его».
  4. «Ты познал огонь, — сказал он. — Что познав, приблизился ты ко мне?» — «Огонь познал я». — «Какой огонь познал ты?» — «Огонь, который есть все это[45], познал я». — Когда это было сказано, вниз спустился он, сказав: «Обучи же этому огню!»
  5. Он[46] сказал: «Поистине дыхание есть этот огонь. Поистине, когда человек засыпает, в дыхание входит речь, в дыхание — зрение, в дыхание — мысль, в дыхание — слух. Когда он просыпается, они вновь рождаются из дыхания. Это в отношении атмана.
  6. Далее в отношении божеств. Поистине эта речь — огонь. Это зрение — то солнце. Эта мысль — та луна. Этот слух — эти страны света. Это дыхание — этот ветер, веющий в этом мире.
  7. Поистине, когда огонь следует [своим путем], он входит в ветер. Потому и говорят об этом: «Это развеялось». Ибо вслед за ветром развевается он. Когда заходит солнце, оно входит в ветер, в ветер входит луна. На ветер опираются все страны света. Поистине они вновь рождаются из ветра. Когда тот, кто знает это, уходит из этого мира, его речь входит в огонь, его зрение — в солнце, его мысль — в луну, его слух — в страны света, его дыхание — в ветер. Став этим, став среди них тем божеством, коим он всегда желал стать, он уходит прочь.

 

<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме [О ПОЗНАНИИ «ОГНЕЙ»]:

  1.   ЧТО ТАКОЕ ТЕПЛО И СВЕТ ОГНЯ 
  2. [О ПОЗНАНИИ «ОГНЕЙ»]
  3.   [УДДАЛАКА: КАКОВА НИТЬ, ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ВСЕ МИРЫ?]  
  4. 1. [О ЗНАЧЕНИИ ПОЗНАНИЯ] 
  5. 6. [ПОЗНАНИЕ АТМАНА]
  6. 1. [О ЗНАЧЕНИИ ПОЗНАНИЯ БРАХМАНА] 
  7.   § 4. Ощущения не дают познания природы тел; они изменяются вместе с органами  
  8. 2. ИЛАРИЙ И ВИКТОРИН  
  9. ГЛАВА 103 [ОБ ОТНОШЕНИИ ВЕЩЕЙ]
  10. Судебная процедура как форма юридического познания в процессе судебного правоприменения
  11. Античная философия
  12. Апофатизм христианского неоплатонизма в формировании диалектического концепта метафизики Мастера Экхарта
  13. [ВТОРОЕ РАССМОТРЕНИЕ: КРИТИКА ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ] (ВВ, 5–6, 30–51)
  14. Что такое тепло и свет огня