<<
>>

1. [О ПЕРВОПРИЧИНЕ СУЩЕГО] 


Шветашватара-упанишада, I
вервь ее многоразлична; у нее три разных пути и единственное заблуждение [возникает] по двум причинам .
  1. Мы думаем о нем, как о реке с пятью течениями, имеющей пять источников, сильной и извилистой, волны которой суть пять пран, начало которой — пять восприятий, с пятью водоворотами, со стремительным потоком пяти страданий, разделенным на пятьдесят видов, с пятью руслами.
  2. В этом большом колесе — Брахмане, все оживляющем, все содержащем, душа блуждает, полагая, что атман в ней и движитель — разные. Поэтому тот, кто любит [Брахмана], обретает бессмертность.

2. [ПРАКТИКА ЙОГИ]
Шветашватара-упанишада, II
    1. Постоянно держа поднятыми три [части] тела2, вовлекая чувства и мысли в сердце, пусть мудрец переправится на ладье Брахмана через все потоки, внушающие страх.
    2. Сдерживая здесь3 свое дыхание, пусть наделенный движениями дышит через свои ноздри меньшим дыханием, пусть мудрец сдерживает свою мысль, не отвлекаясь, подобно тому как он впрягал бы строптивых коней в колесницу.
    3. На ровном, чистом месте, свободном от щебня, огня и песка, благоприятствующем размышлению плеском воды и тому подобным, но не стесняющем глаз, в скрытом месте, защищенном от ветра, пусть занимаются [йогой].
    4. Туман, дым, солнце, ветер, огонь, светлячки, молнии, хрусталь, луна — все эти начальные облики проясняют действия Брахмана в йоге.
    5. Когда возникает пятеричное свойство йоги, когда появляются земля, вода, жар, ветер и пространство — исчезают болезнь, старость, смерть для того, кто обрел тело, состоящее из огня йоги.

3. [ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ БРАХМАНА]
      1. Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное [существо], узрев истинную [природу] атмана, становится единым, достигает цели и избавляется от печали.
      2. Когда истинная природа [собственного] атмана становится [как бы] светочем, видят, сосредоточиваясь, истинную [природу] Брахмана; познавая бога, не родившегося, постоянного, очистившегося от всех свойств, избавляются от всех пут.

4. [О ПОЧИТАНИИ БРАХМАНА КАК БОГА]
      1. Он есть поистине бог, [объемлющий] все страны света, он — перворожденный, и он [находится] внутри лона. Он уже рожден и будет рожден. Он противостоит всем людям, с лицом, обращенным во все стороны.
      2. Бог, [обитающий] в огне, [обитающий] в воде, завладевший всем миром, [обретающийся] в травах и деревьях, хвала этому богу, хвала!

 
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме 1. [О ПЕРВОПРИЧИНЕ СУЩЕГО] :

  1.   ПРИМЕЧАНИЯ [45]   Письмо по поводу книги лорда Эдуарда Герберта, англичанина, «Об истипе» 
  2.   У ИСТОКОВ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
  3. 1. [О ПЕРВОПРИЧИНЕ СУЩЕГО] 
  4. НЕБО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО  
  5. ВЕЛИКИЙ ТРУД, ВПЕРВЫЕ ОБОСНОВАВШИЙ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  6. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
  7. Предрассудок прогрессивного развития всего и вся.
  8. Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  9. Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
  10. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
  11. Четыре первопричины вещей
  12. Предисловие
  13. Философия Бруно
  14. Связь основных философских концепций исмаилизма с его религиозными постулатами. Рационализм философской доктрины исмаилизма – онтологический и гносеологический его планы. Место Бога в картине мироздания.
  15. «Фалсафа» – светский вариант арабо-исламской философии. «Фалсафа» и религия. Разработка проблемы единства бытия как философской проблемы. Концепция творения мира вещей: необходимосущее и возможносущее бытие. Картина строения бытия, эволюции сущего.