<<
>>

«ДАО ДЭ-ЦЗИН» •  

Безымянное и обладающее именем. —115.
  • Согласно Лао-цзы, все социальные явления, поступки людей должны быть подчинены естественной необходимости. Поэтому он отвергал конфуцианское понятие «человеколюбие» (подробнее о нем см.
    прим. 5 к «Лунь юй»), считая его чуждым сущностной природе человека, а требование его соблюдения неоправданным вмешательством в жизнь общества. — 116.
  • В оригинале содержатся два иероглифа чу го у, которые в одних комментариях (Ван Би и др.) трактуются как «трава» и «собака», а в других — «соломенная собака», которая по древнекитайскому обычаю используется при похоронах, после чего выбрасывается. В том и другом случае чу гоу в данном контексте означает существа, в жизнь которых не вмешиваются ни небо ни земля, ни совершенномудрый. —116.
  • Пять цветов — желтый, красный, синий, белый, черный; пять звуков — пять вариаций гаммы в китайской музыке; пять вкусовых ощущений — сладкий, кислый, горький, острый, соленый. Здесь Лао-цзы предостерегает от стремления к роскоши, призывает к умеренности и скромности. — 118.
  • Шесть родственников — отец и мать, старший и младший братья, муж и жена. — 120.
  • Честные и преданные государственные деятели. —120.
  • Слишком много законов, с точки зрения JIao-цзы, опасно для государства. —125.
  • Одно, по нашему мнению, означает хаос, состоящий из мельчайших частиц ци, как первоначальной формы существования дао. Два — это легкие и тяжелые ци, из которых возникли три — небо, земля и человек. — 128.
  • Небо у Лао-цзы тождественно с дао, означающим естественность вещей. Вообще понятие дао имеет у Лао-цзы ярко выраженное онтологическое содержание, это — вечное, неизменное, непознаваемое, бесформенное начало. Лао-цзы рассматривает его как подлинную основу вещей и явлений. — 132.
  • Приготовление этого блюда требует от повара соблюдения спокойствия и осторожности. —132.
  • * Примечания составлены Ян Хин-шуном.

    312

    << | >>
    Источник: ЯН ХИН-ШУНА. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОБРАНИЕ ТЕКСТОВ В ДВУХ ТОМАХ. том 1. Издательство социально - экономической литературы «Мысль» Москва-1972. 1972

    Еще по теме «ДАО ДЭ-ЦЗИН» •  :

    1.   «ДАО ДЭ ЦЗИН»  
    2.   «И ЦЗИН» И «ЧХАНДОГЬЯ» УПАНИШАДА: ДУХОВНО-ТЕЛЕСНОЕ ТОЖДЕСТВО МАКРОКОСМА И МИКРОКОСМА
    3.   «ДАО ДЭ ЦЗИН» ЛАОЦЗЫ. НАЧАЛО ДАОСИЗМА. ФИЛОСОФСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ ЛАОЦЗЫ
    4.   ДАО-ДЭ: ФИЛОСОФСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОСЛЕРОДОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
    5.   БОРЬБА ФИЛОСОФСКИХ ПАРТИИ: КОНФУЦИАНСТВО и ДАОСИЗМ
    6.   Даосская философия 
    7.   «Дао дэ цзин»
    8.   «Инь фу цзин»
    9. ДАО
    10. Философия древнего даосизма
    11. Даосистская философия
    12. II.5.1.Даосизм: Небо-дао-мудрость