ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств. Они стремились идеализировать и навсегда сохранить рабовладение и натуральное хозяйство.
Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.
Источники экономической мысли Древнего Востока:
Вавилон – кодекс царя Хаммурапи;
Китай – Конфуций;
Индия – трактат «Архашастра».
Свод законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.
Конфуций (Кун-цзы) (551 – 479 гг до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Индийский трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни») – это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутилья (IV.
До н. э.) – древнеиндийский государственный деятель.В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны:
- чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;
- ведущая роль в экономике отводится собственности государства;
- неприкосновенность частной собственности.
Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (428-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг.).
Ксенофонт в трактатах «О домашнем хозяйстве» и «О доходах» дал характеристику образцового хозяйства и образцового гражданина. Суть его идей в следующем:
1. Естественным является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов; 2. Любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).
Экономические идеи Западноевропейского средневековья. В Западной Европе источниками экономической мысли были идеи Августина Блаженного (354-430 гг.) и Фомы Аквинского (1225-1274 гг.)
Главные труды Августина – «О граде Божием» и «Исповедь», в которых он усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», т. е. государственность, основанная «на люббви к себе, доведенной до презрения к богу», и «град Божий» - духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
Экономические воззрения Августина:
1. Вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны.
2. Нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами.
3. 3. «Справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Эти идеи соответствуют взглядам раннего феодализма.
Фома Аквинский был монахом-доминиканцем, с 1257 г. доктор Парижского университета. В своем основном произведении «Сумма теологии» он следующим образом дает оценку существующим товарно – денежным отношениям:
1. Деньги не могут порождать деньги.
2. Необходимо сословное деление общества.
3. Богатство подразделяется на естественное ( плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро).
4. Признается необходимость частной собственности.
5. «Справедливой ценой» Фома Аквинский считал:
- цену, которая сообразна издержкам;
- цену, которая обеспечивает людям блага соразмерно их сословию.
Догмы Фомы Аквинского характерны для позднего феодализма.