Исторический переход от натуральных хозяйств к общественному производству товаров и услуг
Согласно новейшим историческим исследованиям, «можно считать бесспорно доказанным, что охота на крупных животных была основной формой хозяйства в продолжение всего изначального этапа развития первобытного общества и охотничий образ жизни определил все существование древнейшего человечества» [2, с.
80]. Этот изначальный этап называется палеолитом, окончание которого относится к периоду времени приблизительно 10 тысяч лет назад.Неолит, как последняя эпоха каменного века, занимает период времени VIII—III тысячелетия до н.э. Для неолита характерны высокая техника обработки камня (его шлифовали, затачивали, сверлили) и появление керамики, а также прядения и ткачества. Но главное - рубеж VIII—VII тысячелетий до н.э. признается как начало «неолитической революции».
Исходя из материалов II Советско-Американского симпозиума, который состоялся в 1986 г. в Ташкенте, исходным пу нктом «неолитической революции» нужно считать освоение пищевого комплекса. На Ближнем Востоке в состав пищевого комплекса входили пшеница, ячмень, козы, овцы и крупный рогатый скот. По словам Ф. Хола, «отсюда мы получаем информацию о процессе отделения пастушеского дела от земледелия» [3, с. 64].
В связи со специализацией земледелия и скотоводства происходит обособление ремесла, известное как второе крупное общественное разделение труда. Здесь важно отметить переход от второстепенной роли ремесла (по сравнению с первичной, т. е. пищевой, необходимостью земледелия и скотоводства) к его самостоятельной роли, обусловленной возникновением и развитием еще одной крупной сферы общественного труда - строительства.
Обособление строительной отрасли по времени и по сущности соответствует возникновению «центров цивилизации» в виде первых городов. Непрерывное расширение и совершенствование строительных работ означает не что иное, как повышение степени востребованности все новых и новых материалов и орудий труда для
продолжения этих работ.
Как следствие, происходит обособление регулярной меновой торговли.Вместе взятые названные общественные разделения труда образуют каркас экономического базиса того древнего мира, история которого начинается вслед за «неолитической революцией». Считается, что на Ближнем Востоке этот революционный период занял около 1000 лет и завершился на рубеже VII-VI тысячелетий до н.э. Именно к этому периоду времени относится известная культура поселения Чатал-Гуюка (на территории современной Турции). Оно просуществовало с 6500 до 5650 г. до н.э.
Археологические исследования показывают, что Чатал-Гуюк занимал 13 гектаров площади и архитектура его домов и святилищ характеризовалась единообразием. Хозяйство базировалось на экстенсивном земледелии, животноводстве и охоте. Но «еще одним, если не самым значительным источником дохода жителей Чатал- Гуюка была торговля'» [16, с. 85]. Обнаружены также признаки протогосударственного управления.
По времени вслед за Чатал-Гуюком начинается история убейд- ской культуры (протошумеры), и здесь впервые выявляется использование золота. Преемницей же этой культуры предстает действительно полномасштабная цивилизация, созданная шумерами. Считается, что именно в Шумере в конце IV тысячелетия до н.э. произошел окончательный переход «от варварства к цивилизации». Центральными моментами этого перехода являются преодоление «предметной логики» мышления неолитического человека, с одной стороны, а с другой - возникновение «теоретической» текстовой деятельности, связанной с новыми видами практики, такими как управление, учет, планирование и т. д. Фактически речь идет о возникновении письменности.
Изучение древних письменных источников позволяет сделать обобщающий вывод о том, что так называемый азиатский способ производства представляет собой натуральное хозяйство, организованное государством в масштабах страны. В этом хозяйстве государство выполняет несколько организационно-хозяйственных функций. Из них первая и. возможно, главная функция - осуществление кооперации труда в крупном масштабе с целью строительства дворцов.
храмов, пирамид, оросительных систем, дорог и т. д.
Другая функция - регулирование отношений, складывающихся в так называемой восточной общине. Количество таких общин определяется с позиций местоположения очагов оседлости людей, т. е. мест, удобных для ведения сельского хозяйства: земледелия и животноводства. Каждая община занимается также различными видами ремесел. Однако все продукты труда подлежат государственному учету наряду с учетом самих работников - по возрасту, профессии, возможности использования в крупномасштабной коопера-ции труда.
Важное значение имеет и третья организационно-хозяйственная функция древнего государства. Согласно материалам вышеупомянутого II Советско-Американского симпозиума, у древних государств, основанных на отчуждении и перераспределении прибавочного продукта, имелась постоянная потребность увеличить его массу. Это достигалось тремя способами', прямым военным ограблением соседних стран, перекачиванием из них рабочей силы и паразитированием на международной торговле [3, с. 85].
Обратим внимание на роль международной торговли в развитии экономических функций древнего государства. «Паразитирование» на этой торговле означает не что иное, как приспособление к ней, а точнее - вынужденное и расчетливое ее использование в интересах государства. Такое понимание паразитирования на международной торговле соответствует, к примеру, суждениям древнекитайского мыслителя Шан Яна, жившего в IV в. до н.э. Он писал: «Появление одного ляна (в V—III вв. примерно 16,4 г) золота внутри границ означает исчезновение двенадцати даней (дань = 34,2 л) зерна за границей, а появление двенадцати даней зерна внутри границ равнозначно исчезновению одного ляна золота за границей. Если государство поощряет распространение золота внутри границ, то оно лишится и золота и зерна; зернохранилища и сокровищницы будут пусты и государство ослабеет. Если государство поощряет производство зерна внутри границ, то оно будет иметь и золото и зерно, зернохранилища и сокровищницы будут полны, и государство будет могущественным» [7, с.
161].Одновременно и во взаимосвязи с международной торговлей древнее государство использует также внутреннюю торговлю, которая поддается непосредственному учету и регулированию. Для иллюстрации уровня развития внутренней торговли в странах Ближнего Востока приведем два примера.
1. Южная Вавилония. XVIII в. до н.э. Некто купил 42 сара сада, засаженного финиковыми пальмами, и сообщает: «пять сиклей серебра, полную цену его, отвесил» [19, с. 179].
Примечание: 1 cap = 35,28 m^, 1 сикль = 8,4 г.
2. Хеттские законы, XVI в. до н.э., устанавливали: цена пахотного быка - 12 сиклей серебра; цена упряжной лошади - 20 сиклей; 1 мул - 1 мина серебра (мина = 505 г); 1 овца - 1 сикль и т. д. «Таковы расценки. То, что установлено в селении, действительно и в столице государства» [19, с. 287].
Данные примеры ясно указывают на применение всеобщего эквивалента, в данном случае в виде серебра, его весовых единиц. Однако дальнейшее развитие меновой торговли происходит путем взаимодействия ее составляющих частей - международной и внутренней. Объективно это взаимодействие нуждается в установлении единого всеобщего эквивалента. Впервые он появляется в VII в. до н.э. путем государственной чеканки золотых монет в Лидии, стране, расположенной на северо-западе от Вавилонии. Практическое использование монет, выпущенных государством, отражается в новом понятии - деньги. Как следствие, применение денег порождает ряд новых экономических явлений:
а) возникает купеческая торговля, которая в отличие от меновой торговли ведет к накоплению денег, т. е. денежного богатства;
б) формируется общественное представление о необходимости и возможности теоретического объяснения правил или законов обогащения частных (семейных, домашних) хозяйств. В результате возникает наука под названием «ойкономия», IV в. до н.э.;
в) именно научные методологические подходы Ксенофонта, и Аристотеля в особенности, позволяют обосновать главенствующую роль натурального хозяйства по сравнению с денежным хозяйством, цели которого соответствуют деятельности торговцев-купцов, ростовщиков-кредиторов;
г) все возможные сравнения и сопоставления интересов - государственные и частные в отношении перспектив развития натурального хозяйства - объективно ведут к переходу от рабовладельческого строя к феодализму. При этом купеческая торговля выполняет роль посредника между частнофеодальными натуральными хозяйствами.
Только в новых исторических условиях, когда товарный обмен, т. е. купеческая торговля, получает адекватную материально-техническую базу в виде мануфактурных предприятий, в основном завершается исторический переход от натуральных хозяйств к общественному производству товаров и услуг. Всеобщие условия товарного производства становятся предметом исследования политической экономии как второго этапа развития экономической теории.
4.2.