<<
>>

РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕНАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

В процессе реформирования российского общества едва ли не самым ощутимым достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей отечественной культуры, в том числе - традиционной народной художественной культуры.

Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативно-эвристические функции. Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций: созданием российской государственности на основе; национально-культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме; тенденцией к восстановлению традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни; ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к культурно-историческим и национально-культурным традициям различных этносов.

Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях становятся все более актуальными в международном масштабе. В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Один из них принятие Федеральной программы «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в которой народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства. Другим эффективным механизмом возрождения народной художественной культуры является создание целевых региональных межведомственных программ.

Первые такие программы были созданы в конце 80- начале 90-х годов в Белгородской, Тверской, Нижегородской и других областях. В этих документах предусмотрен комплекс организационно-педагогических, научно-методических и административных мер по созданию коллекций народного искусства, поддержке самобытных видов народного творчества, их изучению, систематизации, хранению, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры и широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры.[1.]

Современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческое и культурное наследия, плодотворное использование национального художественного опыта, системы эстетических и дидактических критериев развития изобразительных и художественно-творческих способностей учащихся в школьном преподавании дисциплин эстетического цикла. Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и общеэстетического образования при учете регионально-этнических особенностей. Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система которых базируется на исконно народных средствах, формах и приемах семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания, способны добиться оптимальных результатов в развитии творческих способностей учащихся. При этом преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт гуманитарного образования и региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся, умело использовать в развитии изобразительных и творческих способностей, в познании народных промыслов.

В современную эпоху, эстетическая культура каждого народа, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества становится важным фактором воспитания подрастающего поколения.

В силу своих специфических возможностей, народное творчество в частности народно-художественные промыслы, создают условия для приобщения учащихся к культурному наследию народов.

Этот традиционный, веками накопленный художественно-эстетический опыт народно-художественных промыслов - уникальная в своем роде школа воспитания вкуса, развивающая такие качества, как усидчивость, трудолюбие, внимание, и воспитанность. Методологические основы общей системы художественного образования и эстетического воспитания в общеобразовательной школе подробно разработаны профессором Т.Я. Шпикаловой. Они стали базисными в поиске и определении действенных методических принципов к художественному эстетическому воспитанию учащихся средствами народного искусства. Современная школа должна обратить внимание на сущностную природу НХП, так как оно является важным средством постижения национальной традиции. Отсюда неизбежно следует определенная специфика в преподавании и обучении традиционным народно-художественным промыслам с учетом регионального опыта. Богатый материал по данному вопросу можно почерпнуть в докторских диссертациях М.М. Байрамбекова, И.М. Раджабова, С.Ф.Абдулаева, С.С.Булатива и других. Видный исследователь детского творчества Н.П.Сакулина подчеркивает, что знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества у детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента, многократно повторяющееся растительные мотивы - позволяют детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка. К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народно-художественных промыслов для художественного творческого развития учащихся используется недостаточно. Отсутствует целенаправленная работа по использованию декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы, а также не разработаны содержание и форма приобщения учащихся к национальной культуре.

Изделия НХП, даже самые простые вышедшие из рук народного умельца, всегда по-своему радостны и нарядны, воспитывают художественно-эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, активизируют творческий поиск школьников.

Педагогическая, воспитательная ценность народного прикладного искусства определяется еще и тем, что оно привлекает и активизирует внимание детей, прежде всего, воздействуя на чувственную сферу ребенка, стабилизирует развитие творческих способностей учащихся. В произведениях НХП, художественного и декоративно-прикладного искусства сконцентрирован многовековой опыт эстетических понятий, нравственных воззрений, комплекс разнообразных знаний о человеке и природе. Изучение опыта работы учителей изобразительного искусства РФ показывает, что учащиеся достигают определенных успехов в декоративно-прикладном творчестве. Этому во многом способствует, прежде всего, умелое использование на уроках изобразительного искусства различных произведений мастеров НХП, понятных, близких и знакомых учащимся с детства в быту, окружающей среде. В семьях, где родители - мастерицы- ковровщицы, в детях вложены умения цветовых ощущений, чувства красоты, они трудолюбивы и прилежны.[3.]

Обучение детей навыкам и умениям художественного искусства, художественным промыслам приобретает огромное воспитательное, образовательное и социальное значение. Это – забота государства и всего общества о своем будущем и мирное и стабильное развитие России.

Художественные промыслы и их сущность

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами.

Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.[4.]

Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он. Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера — одна из характерных черт народных художественных промыслов. Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга. Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба.[5,6.]

Современные художественные промыслы — это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого.

Уже само их название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды. Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе.

В то же время художественные промыслы не являются просто одним из компонентов профессионального искусства и примыкающей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные художественные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства.

Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.[5]. Под изделием народного художественного промысла понимается художественное изделие утилитарного и декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.

Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера: «Мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.»[6]. Таким образом, Федеральным законом устанавливается статус народных художественных промыслов. Но, несмотря на то, что им отведена роль одной из форм народного творчества, не стоит забывать, что они также являются и производством. Эта новая перспективная форма производства позволяет приобщить рядовых мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, сочетать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивидуального исполнительного мастерства.[6.]

Исторические корни художественных промыслов нашей страны

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было. Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты. Эта синкретичность, нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта.

К моменту создания восточнославянского государства — Киевской Руси — ремесла в нем достигли высокого уровня развития. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла. Древняя Русь нала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал. В древней Руси было развито также и искусство ремесленников- камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т. д. Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера- холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково, были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарство.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество (брано, вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое пялочное дело»). Основным видом искусства являлось древнерусское шитье —вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри. Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.

В XV-XVII века выросло и окрепло Русское централизованное государство. Москва становится не только политическим, но и культурным центром. Самодержавная власть видела в роскоши и богатстве средство укрепления своего могущества, средство воздействия на умы и души своих подданных. К великокняжескому, а потом и царскому дворцу, съезжаются многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, костерезы и камнерезы, специалисты обработки дерева, мастерицы шитья. В изделиях царских мастеров художественная сторона предмета начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение. Развитие товарного обмена приводит к тому, что во многих городах и селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с древними традициями народного искусства, продолжали и развивали эти традиции.[7].

Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице - Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел. В XVI-XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII веке в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготовляли узорчатые железные полосы и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. На севере, в городе Холмогоры, расцветает косторезное искусство. XVII век — начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т. д. Некоторые набивные узоры были созданы знаменщиками Оружейной палаты.[9.]

В XVIII веке начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия. К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало развиваться домашнее производство. Наряду с ним развиваются художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Некоторые из них были надомными, производили товар «на скупщика» (вологодское кружевоплетение, ювелирное дело Красного Села). В других случаях промысел составлял крупное производство фабричного типа — мануфактуру (керамическое производство Гжели, набойка Павловского Посада). Многие помещики в своих имениях стали создавать художественные мастерские, в которых работали их крепостные, изготовляя на продажу ковры, кружево, узорные ткани.

Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов. Так, например, крестецкий и заонежский вышивальные промыслы, вятский кружевной промысел и другие. Многие из них стали обслуживать город, испытывая при этом сильное влияние «ученого» искусства того времени. В других промыслах, бытовавших вдали от промышленных центров и вырабатывавших изделия для села, еще сохранились местные традиционные особенности, отражавшие старые народные вкусы. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного производства оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.

Судьбы народных мастеров были неразрывно связаны с судьбой всего народа России. Передовая русская мысль на протяжении всего XIX века искала пути к улучшению народной жизни. Прогрессивные люди России, чтобы приблизиться к народу, пытались понять его стремления и интересы.

В 80-е годы XIX века в подмосковном имении миллионера С. И. Мамонтова в Абрамцеве была открыта столярная мастерская с целью внедрить старинное крестьянское искусство резьбы по дереву в быт городской интеллигенции. Аналогичные попытки оказать помощь народным художественным промыслам предпринимались и другими благотворителями и меценатами. Мастерские, подобные абрамцевской, появились в Талашкине, Соломинках и других местах. Но в изделиях этих мастерских эклектизм и влияние модернизма были выражены еще сильнее.

Поддержать художественные промыслы, оградить кустаря от эксплуатации скупщика неоднократно пытались губернские земства. С этой целью Московским губернским земством в 1885 году был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства. Однако все попытки облегчить положение кустаря, защитить народные промыслы от чужеродных влияний, вторжения в них чуждых народу «пошибов» и мещанских вкусов были обречены на провал. Слишком незначительны были все земские мероприятия по сравнению с огромным размахом деятельности кустарной России, подверженной законам капиталистического развития.

Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Сразу же после ее победы кооперация кустарей становится массовым явлением. Многие ремесленники, желая освободиться от власти скупщиков, объединяются в промысловые артели. Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы уже известный Кустарный музей. В 1925 году на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера имастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства. Художественная сторона их изделий стала основной, оттеснив на второй план функции практические и утилитарные.

В 1932 году на базе Кустарного музея был создан Научно- исследовательский институт художественной промышленности, призванный изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным художественным промыслам. Великая Отечественная война, нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода, артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников.

В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и в наши дни.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».[10.]

Роль народно-художественных промыслов и декоративного искусства в системе дополнительного образования

Народно- художественные промыслы - это совершенно особая, самостоятельная художественная система, вместе с тем, НХП- не консервативная, мертвая система, а система, постоянно развивающаяся. Народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений НХП.

НХП – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее, которое развивается по только ему присущим ему законам. Это культурная память народа, неотделимая от современности.[3.]

В повседневной жизни человека довольно заметное место занимают произведения декоративно-прикладного искусства. Мир вещей демонстрирует способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу, творить из предметно-природного свой особый социально-предметный мир. Образ предметного мира становится неисчерпаемым объектом художественной интерпретации. В процессе организации материальной среды люди не просто решают утилитарные задачи, но и выражают свое мировосприятие в форме и внутреннем строе вещей. Также можно выделить коммуникативную роль предметного окружения. Являясь связующим звеном между утилитарной деятельностью и художественным осмыслением места человека в окружающем мире, декоративно-прикладное искусство касается все новых, но вместе с тем, вечных аспектов эстетического отношения человека к преобразуемой им природе, отражает особенности сочетания предмета и образа в данную историческую эпоху. Предназначение декоративных предметов, созданных с помощью разных средств от формы предмета до его украшения, зависело как от утилитарного назначения, так и от внешнего образа.[12.]

В школьном возрасте особенно велико влияние среды (дом, школа, общественные учреждения), формирующей отношение к окружающему миру. Важно приобщать школьников к декоративно-прикладному искусству, учить понимать социальную значимость искусства в жизни человека и общества.

«Декоративно-прикладное творчество своеобразно по своей природе: с одной стороны, оно развивает способность к художественной деятельности, с другой – прививает любовь к труду, к созданию полезных и красивых вещей. Оно связано с современностью, полноценным хозяином входит в наш дом, определяя вкусы и предпочтения людей. В нем содержатся определенные культурные традиции, национальные, народные, художественные ценности» [13, 14.]

По мнению Л.Г. Савенковой, декоративное творчество объединяет две важные функции: художественную и социальную. Способность учащихся к участию в создании полезных и красивых вещей посредством художественного труда, творческой деятельности развиваются в процессе прикладных видов работ. Данная деятельность отличается утилитарностью, подчинением формы предмета его функции, соответствием художественного решения и внешнего оформления практическому назначению вещи и условиям ее применения.[15.]

Декоративно-прикладное искусство предполагает ознакомление с различными видами художественного труда (вышивка, декоративная роспись, керамика, резьба и др.). Это важно с точки зрения применения элементов политехнизма, которые проявляются в навыках работы с различными инструментами, приспособлениями и материалами. Степень воздействия этого искусства, его воспитательная роль определяются способностью человека художественно преобразовывать окружающее его пространство. Поэтому основная цель изучения декоративно-прикладного искусства – не только создание художественных изделий, но осмысление организации окружающей человека среды.

Литература

1. Некрасова, М.А. Народное творчество как часть культуры/ М.А.Некрасова - М., 1983. - 293с.

2. Тангибердиева, З.И. Художественные промыслы РСФСР/ З.И. Тангибердиева, В.М. Варваров.- М., 1959. – 203с.

3. Мухидинова, П.М. Роль народно-художественных промыслов в воспитании эстетической культуры школьников/ П.М. Мухидинова //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - №2. - 2010, Режим доступа: http://www.rae.ru/upfs/pdf/2010/02/2010_02_11.pdf.

4. Разина, Т. Художественные промыслы Подмосковья/ Т.Разина,- М., 1982.-132с.

5. Смолицкий, Б. Г. Художественные промыслы России/ Б.Г. Смолицкий, Т.Н. Скавронская.- М., 1989.

6. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве/ В.С. Воронов - М., 1972.-350с.

7. Некрасова, М.А. Еще раз о традициях и современности. Декоративное искусство СССР /М.А. Некрасова. – 1962. - №8. - С.34,35

8. Некрасова, М.А. О развитии традиций в художественных промыслах /М.А. Некрасова //Искусство. – 1971. - №12. - С. 35-41.

9. Некрасова, М.А. Проблемы и надежды народного искусства/ М.А. Некрасова //Художник. – 1976. - №4. - С.28, 29.

10. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы/ П.И. Уткин, Н.С.Королева. -М.– 1992. – 160с.

11. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву/ М.С. Соколова. – М., 2002.– 303с.

12. Попова, О.С Народные художественные промыслы/О.С. Попова.– М., 1984. – 191с.

13. Пунин, Н.Н. Русское и советское искусство/Н.Н. Пунин.- М., 1976, - 63с.

14. Богуславская, И.Я. Народное искусство или ширпотреб? -Декоративное искусство СССР/ И.Я Богуславская, - 1976, №6,- 22с;

15. Богуславская. И.Я. Традиции народных художественных промыслов и проблемы сувениров/ И.Я Богуславская, - Советское декоративное искусство 77/78, М., 1980, с. 116-122.

16. Некрасова, М.А. Канон в народном творчестве. - Декоративное искусство СССР/ М.А. Некрасова. - 1971, №5, с. 29-32;

17. Гатина, А. Р. Опыт разработки экспериментального учебно-методического комплекса по художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс] / А. Р. Гатина // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-1.html

<< | >>
Источник: Г.В. Козлова. Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл. моногр. /колл. авт. /под ред. Г.В. Козловой. Тамбов:,2010. - 520с.. 2010

Еще по теме РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕНАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ:

  1. РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕНАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ