<<
>>

Живая нить народной традиции калужской деревни

С Х века труднодоступные лесистые и болотистые земли славян-вятичей, расположенные по среднему течению Оки играли важную роль. Здесь проходил древний водный путь из Киева и Чернигова в Ростов и Муром.
Владеть землями вятичей значило контролировать важную часть торгового пути. Этим и было обусловлено присоединение вятичских земель к Киевской Руси Святославом Воителем в 966 г. Но, так как дебри былинных Брынских лесов, располагавшихся на юго-западе современной Калужской области считались вообще непроходимыми, вятичи в течение долгого времени сохраняли свою обособленность и сопротивлялись христианизации. По свидетельству летописца, Владимир Святой дважды ходил на вятичей в 981 и 982 годах. Вынужден был дважды выступать для приведения их к покорности и Владимир Мономах в 1081-1082 годах [4, с. 170]. Вплоть до ХIV века в их повседневной жизни сохранялось двоеверие [3, с. 85]. В дальнейшем элементы языческой культуры вятичей утратили свою сакральную религиозную составляющую, но не исчезли из жизни народа. Многие их них были включены в православный обиход. Так Колядки были приурочены к рождественским гуляниям, Масленица к неделе разговения после поста, Радуница к православным дням поминовения усопших, Ярилки к пасхальным гуляниям и т.д. Но такая форма сохранения дохристианских славянских традиций не была единственной. Значительный их пласт продолжал существовать в традиционной народной культуре параллельно с православной традицией. Через тысячелетия он дошел до нас в народных ремеслах, играх и считалочках, песнях, сказках и других формах народной культуры.. К древнейшим языческим формам можно отнести сказки о животных. Причем, животные и птицы в них говорят и ведут себя как люди. Медведь и петух, конь и коза в них думают, говорят и способны разумно действовать. Неожиданно и удивительно перекликаются с древнейшими сказками традиционные калужские ремесла.
Мотивы и орнаменты неповторимой вышивки «Калужская перевить» созвучны с знаменитой на всю Россию хлудневской глиняной игрушкой, центром производства которой является село Хлуднево Думиничского района Калужской области (солнце, медведь, петух, коза, круг, окружность, ромб). Они содержат однородные, безусловно, дохристианские славянские, а точнее вятичские корни. Вообще пласт традиционной народной культуры, связанный с коренным сельским населением, проживавшим по рекам Жиздре, Вытебети и Рессете (современные территории Хвастовичского, Ульяновского, Думиничского и Жиздринского районов Калужской области) можно отнести к одному из древнейших. До начала ХХ века здесь в деревнях сохранялся обычай «родителей греть», зажигая на могиле в их память небольшой костерок из соломы [2, с. 28]. Практика полевой фольклористики показывает, что и сегодня в старинных селах Красное, Вертное, Хотьково и других можно не только наблюдать, но и участвовать в колядках, сожжении чучела Зимы на Масленицу, празднике Кукушки, обливании водой на Ивана Купалу. А праздничные пасхальные гуляния старые люди и сегодня называют здесь «ярилками».

Таким образом, традиционная культура калужской деревни многослойна. Опираясь на русский язык и православную культуру, она глубоко своими корнями уходит в историю славян-вятичей, их характер, отношение к родной земле, их восприятие природы и мира. Народная традиция – проявление единой духовной культуры народа, это живая нить, которая связывает прошлое с настоящим. Она передает через поколения коллективный опыт, правильные с народной точки зрения жизненные образцы. Слово, символ, образ в традиционной культуре оказывают огромное влияние на душу человека, рождая в ней ощущения связи с предками, родства и соседства, «власти родной земли». Вот почему на традиционную народную культуру можно опираться в патриотическом, нравственном и эстетическом воспитании. Библиографический список

  1. Лебедева Н.И Народный быт в бассейне Оки. – М., 1927.
  2. Народное суеверие. – Калуга, 1910.
  3. Никольская Т.Н. Земля вятичей. – М., 1981.
  4. Никоновская летопись. Полное собрание русских летописей. ПСРЛ. – М.,1965. – Т.9.
А.В. Кубасов

Челябинский государственный педагогический университет

<< | >>
Источник: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. / редколлегия: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»,2011. – 270 с.. 2011

Еще по теме Живая нить народной традиции калужской деревни:

  1. Оглавление
  2. Живая нить народной традиции калужской деревни
  3. 2.4. Особенности развития семейных отношений в народной среде  второй половины 19 века и влияние накопленного положительного опыта на правовую культуру семейных отношений последующих поколений.
  4. ЗЕМСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЦАРИЗМА: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
  5. ЗЕМСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ B 1864-1904 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ)
  6. Глава пятая. После ссылки. 1826—1829
  7. СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕСИЯ
  8. Четвертый период. Современный (после 1992 г.)
  9. ВВЕДЕНИЕ