<<
>>

§ 101. Характеристики степеней. Разного рода «рефлексии

§              Во всех ступенчатых построениях подобного

-Q

Ф и и

ф ю рода, содержащих в своей почлененности повторные о модификации реактуализации, очевидно, констатуйсь руются ноэмы соответствующей ступени образования.

В сознании отражения второй ступени «образ» сам по себе есть образ второй степени, характеризуе- о is мый как образ образа. Если мы вспомним сейчас, как вчера мы вспоминали переживания своей юности, то % уже ноэма «переживания юности» сама по себе характеризуется как вспоминаемое второй ступени, -е- И так повсюду. Любой ноэматической ступени при- о 20 надлежна характеристика ступени, своего рода индекс, каким любое характеризуемое изъявляет свою принадлежность к своей ступени, будь то первичный или же расположенный в каком-либо рефлективном ^ направлении взгляда объект. Ибо ведь к любой сту- 25 пени принадлежат возможные рефлексии в ее пределах, — так, относительно вещей, вспоминаемых на второй ступени воспоминания, возможны рефлексии относящихся к этой же ступени (следовательно, ре- актуализуемых на этой второй ступени) восприятий зо именно этих же самых вещей. 5              Далее: любая ноэматическая ступень есть «пред-

^ ставление-чего» — представление данностей ступени (г) последующей. «Представление », однако, не означает здесь переживания представления, а «чего» не вы- 35 ражает здесь сопряженности сознания и объекта сознания. Тут как бы ноэматическая интенциональ- ность в сравнении с поэтической. Последняя несет в себе первую как коррелят сознания, а ее интенцио- нальность известным образом пересекает линию ин- 40 тенциональности ноэматической.

Все это становится яснее, если мы примечающий взгляд Я направим на предметность сознания. Тогда такой взгляд пройдет через ноэмы всей последовательности ступеней — насквозь, вплоть до объекта самой последней из них, сквозь которую он не прохо- 5 дит и которую он фиксирует.

Однако взгляд может и переходить со ступени на ступень и, вместо того чтобы проходить через все насквозь, может направляться на данности каждой из них, их фиксируя, причем и это последнее либо в «прямой» направленно- ю сти взгляда, либо в рефлектирующей.

Вот в примере, какой был дан выше: взгляд может остаться на ступени «Дрезденская галерея » — тогда мы «в воспоминании» гуляем по Дрездену и его галерее. Затем мы можем, вновь оставаясь в пределах вое- is поминаний, жить созерцанием картин, а тогда будем находиться в мирах этих образов. Затем, обратившись в сознании образов второй ступени, к написанной красками галерее, мы созерцаем ее картины, написанные маслом; или же, переходя со ступени на 20 ступень, мы рефлектируем их ноэсы и т. д.

Такое многообразие возможных направлений взгляда сущностно принадлежит к многообразию сопрягаемых друг с другом и фундируемых друг в друге интенциональностей, и если мы где-то обнаруживаем 25^ аналогичные фундирования — впоследствии нам Щ предстоит еще познакомиться со многими устроенными совсем иначе — объявляются аналогичные возможности переменчивой рефлексии.

Не нужно даже и говорить о том, в какой степени зо подобные отношения нуждаются в научном, тщательном исследовании сущности.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 101. Характеристики степеней. Разного рода «рефлексии: