<<
>>

§ 109. Модификации нейтральности

=i

Среди всех сопрягаемых со сферой верования модификаций нам остается отметить еще одну в высшей

степени важную, которая занимает совершенно изо- 35              ~б

лированное положение, следовательно, никак не мо-              8\

жет быть поставлена в один ряд с обсуждавшимися              g

выше.

Своеобразие ее отношения к полаганиям веро-              3

ваний, а также то обстоятельство, что она вырисовы-              |

ВаеТСЯ В СВОеМ Своеобразии ЛИШЬ ПрИ более Глубоком 40              :

исследовании, — в качестве отнюдь не принадлежащей к сфере верования, а скорее, в качестве в высшей степени значительной общей модификации сознания, — все это оправдывает более пространное рассуждение о ней сейчас. При этом нам предоставится возможность обсудить и еще одну разновидность подлинной модификации верования, какой нам пока еще недоставало и с какой легко смешивают нашу новую, — это модификация приниманий.

Речь идет у нас сейчас о такой модификации, которая известным образом полностью снимает любую модальность доксы, с какой сопрягается, полностью отменяет таковую, — однако и совершенно в ином смысле, нежели негация, которая к тому же, как мы видели, заключает в своем негате некое позитивное совершение, такое не-бытие, которое в свою очередь тоже есть бытие. Наша же модификация ничего не перечеркивает, она ничего не «совершает», в ней, по мере сознания, прямая противоположность любому совершению — нейтрализация такового. Последняя заключена в любом воздержании от какого-либо делания, в переводе чего бы то ни было в бездействие, в заключении в скобки, и оставлении чего-либо без разрешения, не решенным, а далее, и в том, чтобы обладать чем-либо в таких состояниях оставленности и воздержания, и в том, чтобы вдумываться внутрь всякого совершения, или же, иначе, в том, чтобы «просто мыслить» совершаемое, не «соучаствуя» в совершении.

Поскольку такая модификация никогда научно не прояснялась, потому и не фиксировалась терминологически (всякий раз, когда затрагивали ее, ее тут же смешивали с другими модификациями), и поскольку и в общем языке для нее нет однозначного имени, то мы можем подойти к ней, лишь описывая ее со всех сторон, циркумскриптивно, и шаг за шагом отделяя излишнее.

Ибо все выражения, только что поставленные нами в ряд для предварительного указания на нее, содержат в своем смысле нечто чрезмерное. Каждым из них со-обозначается некое произвольное

действование, между тем как именно ничего подобного тут и не должно быть. Итак, все такое мы изымаем. Во всяком случае итог такого действования заключает в себе некое своеобразное содержательное наполнение, какое можно рассматривать и в себе, от- 5 влекаясь от того, что результат «происходит» (что, естественно, тоже есть феноменологическая данность) от действования, «берет в нем начало», — ведь такое содержательное наполнение возможно и встречается во взаимосвязи переживаний и без всякого ю произвола. Итак, выключим во всем том, что оставляется в неразрешенности, все волевое, но не будем разуметь такую оставленность и в смысле чего-либо сомнительного и гипотетического, — вот тогда-то у нас и останется некая «оставленность», или же, еще is лучше сказать, останется некое «пребывание» того, что действительно не сознается как пребывающее. Характер полагания выведен из действия. Теперь и отныне верование — это уж не всерьез какое-то верование, И допущение — ЭТО уж не всерьез какое-то ДО- 20 о пущение, и отрицание — это уже не всерьез какое-то § отрицание. Теперь и отныне все это «нейтрализованное» верование, допущение, отрицание и т. п., корре- "S ляты каковых воспроизводят таковые немодифици- руемые переживания, однако воспроизводят их в pa- is дикально модифицируемом виде: сущее попросту как таковое, и сущее возможным, вероятным, под вопросом, равно как и все несущее, как и все прочие негаты 3 и аффирматы, — все это здесь, все это пребывает о здесь по мере сознания, но только не по способу зо - «действительного», но по способу «просто МЫСЛИМО- Ф го», «просто мысли». Все получает модифициру- g ющую «скобку », а таковая состоит в ближайшем род- | стве с той другой, о которой мы так много говорили s прежде и которая столь важна для приуготовления 35 -о путей феноменологии. Всякие полагания вообще, по- о\ лагания не нейтрализованные — они в качестве своих ^

о ч s

коррелятов имеют в итоге свои «положенности» («предложения», «тезисы»), какие в целом виде ха- | рактеризуются как «сущие». Возможность, вероят- 40

I              ность, сомнительность, нет-бытие и да-бытие — все это еще нечто «сущее», а именно характеризуемое в

$              качестве такового в своем корреляте, в качестве неко-

  1. ей «подразумеваемое™» в сознании. Нейтрализуе- )S:              5 мые же полагания существенно отличаются от всего
  2. подобного тем, что их корреляты не содержат ниче- ®го у что можно было бы полагать и чему можно было

бы что-либо предицировать: нейтральное сознание

§              ни в каком отношении не играет для сознаваемого им

о              ю роли «верования», о

х

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 109. Модификации нейтральности: