§ 1 1 2. Повторяемость модификации фантазии. Неповторяемость модификации нейтральности
35 Радикальное различие между фантазией, в смысле нейтрализующей актуализации и нейтрализующей модификации вообще, сказывается — чтобы со всей остротой подчеркнуть еще и этот решающий момент расхождения — в том, что модификация фантазии 40 как реактуализация повторима, итерируема (сущест-
вуют фантазии любой ступени — фантазии «в» фантазиях), в то время как повтор «операции » нейтали- зирования исключен по мере сущности.
Можно считаться с тем, что наше утверждение касательно возможности итерируемых (равно как отображаю- 5 щих) модификаций столкнется с почти всеобщими возражениями. Перемены наступят только тогда, когда опытность в делах подлинно феноменологического анализа станет более распространенной, нежели в наши дни. Пока же с переживаниями обращаются как ю с «содержаниями» или как с психическими «элементами», на какие, несмотря на моду оспаривать психологию, все обращающую в атомы и все овеществляющую, все-таки смотрят как на своего рода маленькие вещицы, пока надеются обрести различие «содержа- is ний ощущения» и соответствующих им «содержаний фантазии» лишь в вещных приметах вроде «интенсивности», «полноты» и т. п., — лучше не станет.-р
о =1
вообще научился видеть данности интенционально- о
Надо бы поначалу научиться видеть, что тут все дело в различии сознания, что, стало быть, фан- 20 g тасма — это не просто поблекшая данность ощуще- ^ ния, но, по своей сущности, фантазия-чего — фантазия соответствующей данности ощущения, что это Id самое «чего» никак не может войти сюда через посредство разжижения интенсивности, содержатель- гьА ной полноты и т. д. соответствующей данности ощущения, — сколь бы щедрым ни быть на ЖИДКОСТЬ. ?? Кто опытен в рефлексиях сознания (а прежде того
сти), тот без труда разглядит и ступени сознания, ка- зо - ковые наличествуют в фантазиях внутри фантазий, в ф
воспоминаниях внутри воспоминаний или внутри g фантазий.
Тот разглядит и все заключенное в сущностном складе таких поступенных образований, а именно, что любая фантазия высшей ступени может быть 35 -о переведена в прямое фантазирование того, что опо- 8\ средовано сфантазировано в первой, между тем такая ^ же свободная возможность перехода от фантазии к 3 соответствующей перцепции вовсе не имеет места. | Здесь перед спонтанной произвольностью разверза- 40 :
ется пропасть, какую чистое Я может преодолеть, лишь переходя к сущностно новой форме реализующего действия и творчества (к чему следует причислять и произвольное галлюцинирование)[72].
0¦
§113. Актуальные и потенциальные полагания
Наши размышления о модификации нейтральности и о полагании влекут нас к важным продолжениям. До сих пор, говоря о «полагающем» сознании, мы понимали его очень широко, и тут необходимы дифференциации.
Различим полагание актуальное и потенциальное, а в качестве общей рубрики — все равно неизбежной — станем пользоваться «позициональным сознанием».
Различие между актуальностью и потенциальностью полагания находится в близкой связи с ранее обсуждавшимися[73] различениями актуальности внимания и невнимания, однако не совпадает с таковыми. Если принимать во внимание модификацию нейтральности, то в общее различение актуальности и неактуальности в аттенциональной обращенности
Я входит двойственность, или же, соответственно, в понятие речей об актуальности — двусмысленность, сущность которой нам надлежит теперь прояснить.
Модификация нейтральности выступила перед нами в контрасте между действительной верой, до- 5 пущением и т. д. и своеобразно модифицированным сознанием «просто-вдумывания» в веру, допущения и т. д., говоря же коррелятивно, в контрасте между «действительно» обладанием пред собою сущим, вероятно-сущим и т. д., «действительно положенно- 10 стью » такового и «не действительно положенностью » такового по способу «пребывающего в неразрешенное™».
С самого начала мы указывали тут и на сущностно различное отношение не-нейтрального и нейтрального сознания касательно потенциальности по- 15 лаганий. Из любого «действительного» сознания можно вынести множество потенциально заключенных в нем полаганий, и таковые в этом случае — действительные полагания; во всем, что разумеется действительно ТЄТИЧЄСКИ, заложены действительные Пре- 20 дикабилии. Нейтральное же сознание отнюдь не «содержит» в себе «действительных» предикабилии. Раскрытие такового посредством аттенциональных актуальностей, посредством обращенности к различным предикатам сознаваемого предметного — все это 25 ведет лишь к актам сплошь нейтральным, либо же к ' предикатам, сплошь модифицированным. Разного рода потенциальность в сознании нейтральном и в сознании ненейтральном, примечательность того, что общая потенциальность аттенциональных обращений зо раскалываются надвое, нуждается теперь в более глубоком исследовании.Размышления предпоследнего параграфа позволили нам выяснить, что любое действительное переживание как сущее в настоящем — или, как мы тоже 35 могли бы сказать, как временное единство, конституируемое в феноменологическом сознании времени — известным образом ведет за собой свой бытийный характер — наподобие того как и само же воспринимаемое. Любому актуально настоящему переживания 40
в идеале отвечает модификация нейтральности, а именно возможное и содержательно точно соответствующее ему настоящее фантазируемого переживания. Любое такое переживание фантазии характеризуется не как действительно сущее в настоящем, а как «как бы» сущее в настоящем. Итак, с ним дело обстоит тут весьма похоже на то, как при сравнении ноэма- тических данностей произвольно выбранного восприятия с данностями точно соответствующего ему фантазирования (рассмотрения в фантазии): любое воспринимаемое характеризуется как «действительно бытие в настоящем», а любое параллельно фанта- зируемое — как содержательно то же самое, однако наличное как «простая фантазия», как наличное «как бы» в настоящем бытие.
Итак:Изначальное сознание бремени само функционирует как сознание восприятия, обладая своей противоположностью в соответствующем ему сознании фантазии.
Однако само собой разумеется, что это всеохватное сознание времени не есть непрерывное имманентное восприятие в отчетливом смысле, т. е. в смысле актуально полагающего восприятия, каковое ведь есть переживание в нашем смысле, нечто заключенное в имманентном времени, длящееся в настоящем, конституированное в сознании времени. Говоря другими словами, разумеется само собой, что переживания могли бы становиться в специфическом смысле положенными, актуально постигаемыми как сущие предметными отнюдь не в непрерывном внутреннем рефлектировании.
Среди переживаний имеются особо отмеченные рефлексии, называемые имманентными, специальнее же — имманентные восприятия, — таковые направлены на их предметы как актуально схватывающие и полагающие их бытие. Наряду с такими, среди переживаний имеются и трансцендентно направленные, равным образом полагающие бытие, — это так называемые внешние восприятия. «Восприятие» в нормальном смысле слова означает не только вообще,
что какая-либо вещь является Я в своем живом и телесном настоящем и телесном настоящем присутствии, но и то, что Я примечает являющуюся вещь, схватывает и полагает ее как действительно сущую здесь. В перцептивном сознании образа нейтрализу- 5 ется, согласно изложенному ранее, такая актуальность полагания бытия здесь. Будучи обращены к «образу» (не к отображаемому), мы схватываем в качестве предмета не действительное, но именно образ, фиктум. «Схватывание» обладает тут актуальностью ю обращения-к, но оно не есть «действительное» схватывание, а простое схватывание в модификации «как бы», полагание — это не актуальное полагание, а модифицируемое в таком «как бы».
й CD
Т5 CD Н X
Когда же духовный взор отвлекается от фикта, то 15 аттенциональная актуальность нейтрализованного полагания переходит в потенциональность: образ по- прежнему является, однако он оставляется «без внимания», он не постигается в модусе «как бы».
В сущности такого положения дел и его потенциальности 20 заключены возможности актуальных обращений взгляда, однако таковые никогда не дают выступить актуальностям полагания.Очень похоже дело обстоит тогда, когда мы сравниваем «актуальные» (не нейтральные, не действительно 25 полагающие) воспоминания с такими, в каких воспоминаемое, — скажем, путем отведения взгляда — хотя по-
прежнему и является, но уже не полагается актуально. п Потенциальность полагания «все еще» являющегося о
означает здесь, что благодаря аттенциональной акту- зо -
альности тут не только выступают вообще схватыва- ф
ющие cogitationes, но схватывающие исключительно g
«действительно», актуально полагающие. Вмодифи- |
кации нейтральности, относящейся к воспоминаниям, х
т. е. просто к фантазиям, мы вновь обладаем аттенцио- 35 -о
нальными потенциальностями, преобразование кото- 8\
рых в актуальности, правда, производит «акты »(cogita- g
tiones), однако акты исключительно нейтрализованные, ^
исключительно доксические полагания в модусе «как | бы ». Фантазируемое сознается не как «действительно » 40
сущее в настоящем, прошлом или будущем, оно лишь «витает» — помимо актуальности полагания. Простое обращение взгляда не способно устранить такую нейтральность — равно как в иных случаях не способно породить актуальность полагания.
Любое восприятие— это может ёще послужить нам для целей дальнейшего иллюстрирования — обладает своим задним планом воспринимания. Специально схватываемая вещь обладает своим вещным окружением — таковое перцептивно со-является, однако лишено особых полаганий существования. И такое окружение — «действительно сущее», оно сознается так, что — в смысле сущностной возможности — на нее могут направляться взгляды, полагающие актуальное бытие.
Такое окружение — нечто подобное единству потенциальных полаганий. Все обстоит точно так и в воспоминании, что касается его заднего плана, а также и в восприятии или же в воспоминании, что касается его ореола из ретенций и протенций, воспоминаний о прошлом и памятований наперед, какие напрашивают- сяз большей или меньшей полноте, меняясь по степени своей ясности, но никогда не осуществляются в форме актуальных полаганий или тезисов. Во всех подобных случаях актуализация «потенциальных полаганий» посредством соответствующих обращений взгляда (ат- тенциональная актуальность) необходимо приводит ко все новым актуальным полаганиям, и это неотделимо от сущности таких положений дел. Если же теперь мы перейдем к параллельным модификациям нейтральности, то все переводится в модификацию «как бы», в том числе и сама «потенциальность ». Аттенциональны- ми задними планами обладает также — и необходимо обладает — объект-образ или объект фантазии. Вновь «задний план » — это рубрика для потенциальных обращений взгляда и «схватываний». Однако установление действительного обращения приводит здесь принципиально не к действительным полаганиям, но всегда лишь к полаганиям модифицированным.
Точно так же обстоит дело — что особо интересует нас здесь — с модальными сдвигами специфических тезисов верования (доксических пра-тезисов) с допущениями, предположениями, вопрошаниями и т. д., равно как и с отрицаниями и утверждениями. Сознаваемые в них корреляты — возможность, вероятность, небытие и т. п. — могут претерпевать доксическое полагание, а тем самым, и в то же самое время, и испытывать специфическое «опредмечивание», однако пока мы живем «в» допусканий, вопрошании, отклонении, утверждении и т. п., мы не осуществляем никаких доксических пра-тезисов — хотя, правда, и совершаем иные «тезисы», в смысле необходимого обобщения этого понятия, а именно тезисы допущения, предполагания, вопрогиания, отрицания и т. д. Однако в любой момент мы способны осуществить соответствующие доксические пра-тезисы: в сущности феноменологического положения дел основывается идеальная возможность актуализовать заключенные в них потенциальные тезисы41. Такая актуализация — если только с самого начала тут имелись актуальные тезисы, — все снова и снова приводит к актуальным тезисам как уже потенциально заключавшимся в тезисах исходных. Если же мы переводим исходные тезисы на язык нейтральности, то и потенциально тоже переводится на этот язык. Если же мы допущения, вопросы и т. п. осуществляем в простой фантазии, то все излагавшееся выше остается в силе, только с измененным знаком-индексом. Тогда нейтрализуются все доксические тезисы и модальности бытия, какие можно извлекать из первоначального акта или же ноэмы акта путем возможного обращения к ним внимания.
§114. Дальнейшее о потенциальности тезиса и модификации нейтральности
Различие не-нейтрального и нейтрального сознания касается, согласно проведенным анализам, не только переживания сознания в аттенциональном модусе cogito, но также и в аттенциональной неактуальности. Это различие заявляет о себе двойным поведением «задних планов» сознания при аттенцио- нальном переводе их в «передние планы», говоря же точнее, при их преобразовании в аттенциональные актуальности, вместе с которыми первоначальное переживание переходит в доксическое cogito и даже в пра-доксу. Само собой разумеется, что таковое возможно при всех обстоятельствах, ибо от сущности любого интенционального переживания неотделима возможность «взглядывать» на свои ноэсы и на сами ноэмы, на ноэматически конституируемые предметности и на предикаты таковых — схватывать их, полагая по способу прадоксы.
Положение, как могли бы мы тоже сказать, — таково, что модификация нейтральности— это не специальная модификация, какая примыкает к актуальным тезисам — единственно действительным тезисам, — но она затрагивает фундаментально-сущно- стную особенность любого сознания вообще, каковая выражается в отношении к актуальной полагаемости или неполагаемости по мере прадоксы. Отсюда необходимость раскрыть таковую именно в актуальных праполаганиях и, соответственно, в претерпеваемых таковыми модификациях.
Конкретнее же, речь идет о следующем:
Сознание вообще — какого бы вида и какой формы оно ни было — все целиком пронизано радикальным размежеванием: прежде всего, как мы знаем, от любого сознания, в каком чистое Я не с самого начала живет как «осуществляющее» таковое, т. е. не с самого начала обладающее формой «cogito», неотделима возможная, по самой сущности, модификация, переводящая сознание в эту форму. В способе же осуществления сознания в пределах модуса cogito имеются две основные возможности; или же, если выразить это иначе: К любому cogito принадлежит точно соответствующая ему противоположность — принадлежит так, что ноэма его обладает точно соответствующей ей противоноэмой в параллельном cogito.
Отношение параллельных «актов» состоит в том, что один из них— «действительный акт» и cogito его— «действительное», «действительно полагающее», между тем как другой акт— это «тень» акта, cogito не настоящее, в собственном смысле, 5 не «действительно» полагающее. Один— действительно совершает, другой же — простое отражение совершения.
7 ?
Ф Ь
ч "О Ф ч
X
хlt;
Соответствует тому и радикальное различие коррелятов: по одну сторону — конституируемое но- 10 эматическое совершение с его характеристикой не- модифицированного действительного совершения, по другую — «просто мысль » о точно соответствующем совершении. Действительное и модифицированное соответствуют друг другу в идеале абсолютно is точно, и все же то и другое — не одной и той же сущности. Ибо модификация переносится и на сущности: первозданной, из первоисточника, сущности отвечает ее противосущность в качестве «тени » той же самой сущности. 20
Естественно, что в эту образную речь, где говорится о тенях, отражениях и образах, нельзя вносить чего-либо от простой кажимости, от обманчивого мнения, потому что вместе с этим были бы ведь даны действительные акты и, соответственно, is позициональные корреляты. А что касается иной подмены, какая напрашивается сама, подмены той модификации, какая обсуждается сейчас: с модификацией фантазии, которая тоже создает про- о тивоположность любому переживанию — как на- зо - стоящему переживания во внутреннем сознании ф времени,— а именно образ такового в фантазии, -g то против такой подмены уже не приходится и пре- | дупреждать. х
Радикальное разделение интенциональных пере- 35 -о живаний на два класса, соотносящихся как действи- 8\ тельность и бессильное отражение ноэматического g совершения, заявляет о себе для нас здесь (когда мы 5 исходим из области доксы) следующими фундамен- * шальными положениями: 40 •
12 Гуссерль Э.
Любое cogito в себе самом — это либо доксиче- ское праполагание, либо же нет. Однако в силу определенного закона, вновь неотделимого от генеральной основополагающей сущности сознания вообще, 5 любое cogito может переводиться в дрксическое праполагание. Причем весьма многообразно, а в особенности так, что любая — в самом широком смысле — «тетическая характеристика», конституируемая в ноэме этого cogito в качестве коррелята принадле- ю жащего к cogito ноэтического «тезиса» (соответственно в самом широком смысле), претерпевает преобразование в характеристику бытия, тем самым принимая форму модальности бытия в предельно широком смысле. Таким путем характеристика «ве- 15 роятно»— ноэматический коррелят предположения, причем специфически «характера акта», «тезиса» предположения как такового, — преобразуется в бытие вероятным, равно как ноэматическая характеристика «под вопросом»,— специфический кор- 20 релят тезиса вопросительности — преобразуется в формы бытия под вопросом, коррелят негации — в форму небытия — сплошь формы, которые, так сказать, приобрели отпечаток актуального докси- ческого пра-тезиса. Однако все это продолжается и 25 дальше. У нас найдутся основания для того, чтобы распространить понятие тезиса на все сферы актов и ^ таким образом говорить о тезисах вкуса, желания, воли с их ноэматическими коррелятами «нравится», у «желательно», «практически должно» и т.п. Эти ^ зо корреляты благодаря априорно возможному перебоїв ду соответствующего акта в доксический пра-тезис тоже принимают модальности бытия в до предела lt;тgt; распространенном смысле,— так «нравится», «желательно», «должно» и т.д. обретают возможность 35 получать предикаты, потому что в актуальном пола- гании праверования осознаются, как — сущее нравящимся, сущее желательным и т. д.42 Перевод же следует в этих случаях разуметь так, что в нем сохраня-
ется по всей ее сущности ноэма изначального переживания — если отвлечься только от модуса данности, каковой закономерно изменяется вместе с переводом. Однако этот пункт еще нуждается в дополнении[74]. 5
Оба случая радикально размежеваны благодаря тому, что соответствующая прадокса — либо действительная, так сказать, действительно веруемая вера, либо же ее бессильная противоположность, просто «думать-себе» (о бытии просто как таковом, бытии ю возможном и т. д.).
-и
Что же даст — само по себе — доксическое преобразование соответствующего изначального переживания, — разворачивания ли его ноэматических составов в действительные доксические праполага- 15 ния или же таковые разворачиваются исключительно в доксические нейтральности, — все это абсолютно твердо предопределено сущностью соответствующего интенционального переживания. Следовательно, с самого начала в сущности любого переживания со- 20 о знания предначертана твердая сумма потенциальных § полаганий бытия, причем, в зависимости от того, каким образом устроено с самого начала соответствую- Id щее сознание, — это либо поле возможных действительных полаганий или же возможных нейтральных 25 «теневых полаганий».
И вновь — сознание вообще устроено так, что оно отличается двойственностью типа: праобраз и тень, § позициональное сознание и — нейтральное. Одно ха- о рактеризуется тем, что его доксическая потенциаль- зо - ность приводит к действительно полагающим докси- ф
ческим актам, другое же — тем, что оно дает выйти из -g
себя лишь теням таковых, лишь модификациям нейт- |
ральности, однако, я полагаю, что в его ноэматиче- х ском составе вообще нет ничего доксически схватыва- 35 -q
емого, или же, что равнозначно, что оно содержит не 8\
«действительную » ноэму, а лишь противоположность |
таковой. И за нейтральными переживаниями остается 3
лишь одна доксическая возможность полагания — та, что принадлежит к ним как данным имманентного сознания времени и определяет их именно как модифицированное сознание модифицированной ноэмы.
Отныне переживания «позиционально» и «нейтрально» послужат нам в качестве терминов. Любое переживание — имеет ли оно форму cogito, есть ли оно в каком-то особенном смысле акт или нет — подпадает под эту противоположность. Итак, позицио- нальность означает не наличие или осуществление действительной позиции, этим выражается лишь известная потенциальность совершения актуально полагающих доксических актов. Однако случай, когда переживание с самого начала есть осуществленная позиция, мы введем в понятие потенциального переживания, что тем не менее предосудительно, что, согласно закону сущности, ко всякому осуществленному полаганию принадлежит множественность потенциальных полаганий.
Как и подтвердилось, различие позиционально- ети и нейтральности вовсе не выражает какое-либо своеобразие, которое просто сопрягалось бы с пола- ганиями верования, какой-либо вид модификаций верования, вроде предполагания, вопросительности и т. п. или, в иных направлениях, принятия, отрицания, аффирмирования, стало быть, не интенциональ- ные сдвиги прамодуса, сдвиги верования в отчетливом смысле. Такое различие и на деле, как мы это и предсказывали, есть универсальное различие сознанияу различие, которое, однако, в ходе наших анализов с полным основанием является в качестве примыкающего к (специально выявленному в узкой сфере доксического cogito) различению позиционального (т. е. актуального, действительного) верования и его нейтральной противоположности (простого «думать- себе»). Тут и выступили в высшей степени примечательные и глубоко заложенные сущностные сплетения верования как характера акта и всех иных видов характеров акта, а тем самым и всех видов сознания вообще.
§115. Применения. Расширенное понятие акта. Совершения и копошения акта
тз
Q ?
ч ~о
CD
Важно еще учесть некоторые высказывавшиеся ранее замечания44. Вообще cogito — это эксплицит- 5 ная интенциональность. Вообще понятие интенцио- нального переживания уже предполагает противоположность потенциальности и актуальности, причем в общем значении, — в той мере, в какой мы лишь на переходе к эксплицитному cogito и в рефлексии не 10 эксплицированного переживания и его ноэтически- ноэматических составов в состоянии распознавать, что такое переживание таит в себе интенциональности и, соответственно, ноэмы, какие ему присущи. Так, к примеру, обстоит дело касательно сознания is оставляемого без внимания, однако задним числом доступного вниманию заднего плана — в восприятии, воспоминании и т. д. Эксплицитное интенциональное переживание— это «совершаемое», «осуществляемое» «Я МЫСЛЮ». Но И последнее может переходить В 20 «несовершаемое», «неосуществляемое» путем аттенциональных сдвигов. Переживание осуществляемого восприятия, осуществляемого суждения, чувства, во- ления не исчезает, когда внимание «с исключительностью» обращается к чему-то новому, — от чего и is зависит, что Я «живет» исключительно в новом cogito. Прежнее cogito «замирает», оно опускается во ?? «тьму», однако его существование здесь все еще продолжается, пусть и модифицировано. Равным обра- о зом на заднем плане переживания стремятся выйти зо - на поверхность cogitationes — то по мере воспомина- аgt; ния или в нейтрально модифицированном виде, а то и -g немодифицировано. Вот, к примеру, вера, действи- | тельная вера — она «копошится»; мы веруем — «еще х прежде чем знаем». Точно так же при случае живы — 35 -и еще раньше, чем мы «в » них «живем », полагания того, о\ что нравится, того, что не нравится, всяческих жела- g ний и вожделений, даже и решений — раньше, чем мы 5
а
х
совершим настоящее, в собственном смысле, cogito, раньше, чем Я станет «деятельным» — вынося суждения, желая, воля, решая, что нравится, а что — нет.
Итак, cogito означает на деле (таким мы это понятие с самого начала и вводили) настоящий, в собственном смысле, акт восприятия, суждения, удовольствия, и т. д. С другой же стороны, тогда, когда переживание лишено такой актуальности, все строение переживания, со всеми его тезисами и ноэматически- ми характерами, остается тем же, что в описанных случаях. Таким образом, более отчетливо мы различаем акты совершаемые и не совершаемые\ последние— это либо «выпавшие из своего совершения» акты, либо же копошения актов. Последнее слово мы вполне можем применять и вообще для обозначения не совершаемых актов. Копошения актов переживаются вместе со всеми их интенциональностями, однако Я живет в них не как «совершающий », «осуществляющий субъектТем самым понятие акта расширяется в определенном смысле — без какого нам и не обойтись. Совершаемые же акты, или, как в известном аспекте (именно в том, что тут речь идет о процессах) лучше сказать, совершения, осуществления, актов составляют «занятия позиции » в самом широком смысле слова, в то время как речь о занятии позиции в отчетливом смысле указывает на фундируемые акты — так, как это конкретнее еще будет обсуждаться у нас, — к примеру, на занятие позиции ненависти, или, соответственно, на занятие позиции ненавидящим в отношении ненавистного, что со своей стороны уже конституировалось для сознания в ноэсах низшей ступени в качестве существующей личности или вещи; равным образом сюда же будут относиться и занятия позиции негации или аффирмации в отношении притязаний на бытие и т. п.
Теперь ясно, что акты в более широком смысле точно так же, как и специфические cogitationes, несут в себе различения нейтральности и позиционально- сти, что они еще и до своего преобразования в cogitationes — уже тетически совершающие, только что мы
их совершения способны рассмотреть лишь благодаря актам в более узком смысле, благодаря cogitatio- nes. Полагания и, соответственно, полагания в модусе «как бы» в этих актах более широкого смысла действительно наличны с полными ноэсами, к каким при- 5 надлежат такие полагания, — предполагая возможность идеального случая, когда вместе с преобразованием сами акты интенционально не обогащаются и вообще не изменяются каким-либо образом. Однако в любом случае мы способны исключать такие изме- ю нения (в особенности, те интенциональные обогащения и новообразования, которые наступают в потоке переживания после преобразования).
Во всех наших обсуждениях, относящихся к рубрике «нейтральность», преимущество отдавалось 15 доксическим полаганиям. Индекс нейтральности заключался в потенциальности. Все основывалось на том, что тетический по своему характеру любой акт вообще (любая «интенция» акта, например, интенция удовольствия, интенция оценивающая, волящая, спе- 20 g цифический характер полагания удовольствия, воли) таит в своей сущности такой характер рода «док- сический тезис», какой в известных способах «по- Id крывается» с ним. В зависимости от того, какова соответствующая интенция акта, — не нейтрализован- 25 ная или нейтрализованная, таковой и заключающийся в ней доксический тезис, — каковой мыслился у нас ?? как пра-тезис. _§
Отдававшееся доксическим пра-тезисам предпоч- о тение будет ограничено в дальнейших анализах. Ста- зо - нет понятным, что выработанная нами сущностная ф закономерность требует своего более точного опре- g деления как только прежде «доксических тезисов», | должны будут обретать свою значимость, заступая х их место, доксические модальности (в специфиче- 35 -о ском смысле, объемлющем также и допущения). А за- о\ тем уже, в рамках этого общего преимущества, по- g лучаемого доксическими модальностями вообще, 3 доксический пра-тезис, достоверность верования, g пользуется тем совершенно особенным Преимущест- 40 :
вом, что все модальности сами преобразуются в тезисы верования, так что всякая нейтральность обладает своим индексом — в особо отмеченном, сопрягаемым с npa-тезисом смысле — в доксической потенциальности. При этом более конкретное определение свое получит и тот способ, каким тетическое вообще «покрывается» доксическим.
Теперь же положения, сразу же выставленные (пусть и с некоторой неполнотой) во всей своей широчайшей всеобщности, однако доведенные до усмотрения лишь в специальных сферах актов, нуждаются в более широкой базе своего обоснования. Параллелизм ноэсиса и ноэмы мы еще не обсуждали подробно во всех интенциональных областях. И вот именно эта главная тема нашего раздела сама по себе и заставляет нас расширить границы анализа. Пока же такое расширение будет осуществляться, общие положения, выдвинутые нами относительно модификации нейтральности, будут одновременно и подтверждаться и дополняться.
§116. Переход к новым анализам. Фундируемые ноэсы и их ноэматические корреляты
До сей поры мы изучали, в широких, и, однако, очень ограниченных рамках, ряд всеобще происходящего в строении ноэс и ноэм, — правда, изучали в скромных масштабах, лишь постольку, поскольку требовало того определенное выделение каждого и руководившая нами цель — доставить себе общее, но притом содержательное представление о тех проблемных группах, какие ведет с собой двойная, универсальная тема, ноэсис и ноэма. Наши штудии, сколь многообразные усложнения ни вовлекали они сюда, относились только к нижнему слою потока переживаний, к которому принадлежат все еще относительно просто сложенные интенциональности. Мы — если только отвлекаться от последних, заглядывавших вперед рассуждений — предпочитали чувственные созерцания, в особенности созерцания являющихся реальностей, а равным образом и чувственные представления — те, что исходят из созерцаний посредством затемнения таковых и, само собой разумеется, объединяются с ними в одну родовую общность. Выражение «представление» одновременно и обозначало этот род. Правда, мы включали в свое рассмотрение все существенно принадлежные к ним феномены, как-то: рефлективные созерцания и представления вообще — те, предметы которых — уже не чувственные вещи[75]. Как только мы начинаем расширять рамки своего исследования, общезначимость наших результатов начинает — при том способе, каким вели мы свои изыскания, всякий раз давая почувствовать вто- ростепенность, побочность всего того, что могло бы привязывать нас к области низшего, — напрашивается сама собою. Тут мы и видим, что все различия между центральным смысловым ядром (таковой, впрочем, еще нуждается в дальнейшем анализе) и группирующимися вокруг его тетическими характерами — повторяются, как, равным образом, повторяются и все модификации — например, модификации актуализации, внимания, нейтрализации, которые задевают своими собственными способами и смысловое ядро, оставляя ему, несмотря ни на что, его «тождественное».
Теперь мы можем идти дальше по двум различным направлениям, одинаково ведущим к интенциональ- ностям, фундируемым в представлениях, — либо в направлении ноэтических синтезов, либо же в направлении, выводящем нас наверх к нового вида «полаганиям», притом фундируемым.
Если двигаться в последнем направлении, то мы натолкнемся тут на чувствующие, вожделеющие, болящие ноэсы (поначалу наивозможно простые, т. е.
свободные от синтезов на низшей или высшей ступени),— таковые фундированы в «представлениях», в
-Єн о
лениях и т. д. и в своем строении являют очевидные различия поступенного фундирования. Теперь для актов, какие берутся в их совокупности*, мы будем повсюду предпочитать позициональные формы (отчего, однако, вовсе не обязаны исключать низшие, относительно их, нейтральные ступени), и поскольку все,
g восприятиях, воспоминаниях, знаковых Представся
-Єн
о ^
и CD т
о
с; О
lt;D
ф ю что можно сказать о них, переводится — при усло- о вии подходящей модификации — в соответствующие g нейтрализации. Так, для примера, эстетическое удовольствие фундируется в сознании нейтральности с перцептивным или репродуктивным содержатель- о is ным наполнением, радость или скорбь — в веровании ? (не нейтрализованном) или же в одной из модально- % стей верования, воления и противоволение — как и | предыдущее, но только в сопряжении с тем, что оце- -э- нивается как приятное, прекрасное и т. п. о 20 Что же интересует сейчас нас, еще до всякого вхождения в разновидности подобного строения, так это то, что вместе с новыми ноэтическими моментами и в коррелятах начинают выступать новые ^ ноэматические моменты. С одной стороны, это но- 25 вые характеристики, аналогичные модусам верования и, однако, в то же самое время сами же обладающие при своем новом содержательном наполнении док- сологической положимостью; с другой же стороны,
ф
и и
с нового типа моментами сочетаются и нового типа зо «постижения», конституируется новый смысл, фундируемый в смысле лежащей ниже его ноэсы и одновременно объемлющий таковой. Новый смысл вносит lt;Т) совершенно новое измерение смысла, вместе с ним не конституируются какие-либо новые, новоопреде- 35 ляемые куски просто «вещей», но конструируются ценности вещей, ценностности, и, соответственно, конкретные ценностные объективности: красота и безобразность, благость и скверность; объект пользования, художественное произведение, машина, 40 книга, поступок, действие и т. д.
В остальном же любое полное переживание высшей ступени являет в своем полном корреляте строение подобное тому, какое мы усматривали на самой низшей ступени ноэс. В ноэме высшей ступени, скажем, оцениваемое есть, как таковое, смысловое ъ ядро, окруженное новыми тетинескими характеристиками. «Ценно», «приятно», «радостно» и т. д.— все это функционирует подобно «возможно», «предположительно» или же «ничтожно» или «да, как действительно», — хотя и нелепо было бы включать 10 первые в ряды этих последних.
7
%
ГО
"8
При этом сознание вновь позиционально относительно такой новой характеристики: «ценно»— это доксическая полагаемость, «ценно сущее». Принадлежное к «ценно» в качестве его характеристики «су- is щее» может, далее, мыслиться и модализированно, подобно любому «сущему» или «достоверному»: в таком случае сознание есть сознание возможной ценности, «вещь» в таком случае лишь предположительно ценна, или же — такое тоже возможно — она со- 20 знается как вероятно ценная, как не-ценная (что, однако, не означает «лишенная ценности» подобно дурному, безобразному и т. д., — в «не-ценном» выражается лишь перечеркивание «ценного», и не более того). Все подобные модификации задевают ценностное сознание, ноэсы оценивания не только внешне, но и внутреннее, равно как соответственно задевают и ?? ноэмы. И вновь, как следствие, образуется многообразие глубоко заходящих изменений в форме аттен- о циональных модификаций, в зависимости от того, зо - как внимающий взгляд проходит сквозь различные го интенциональные слои к самой «вещи» и к вещным g моментам, — в результате образуется сопринадлеж- | ная система модификаций, уже известная нам в ка- х честве ступени нижней, а затем и к ценностным, к 35 конституируемым определенностям высшей ступени, о\ сквозь конституирующие ее постижения; а также и к ® ноэмам как таковым, к их характеристикам или же, в ?} иного рода рефлексии, к ноэсам, — и все это во всех | различных специфических модусах замечающего 40
внимания, замечания между прочим, не-замечания и т. п.
Необходимо проводить чрезвычайно трудные разыскания, чтобы аккуратно размежевывать все эти сложные структуры, доводя их до полной ясности, — как, например, соотносятся «ценностные постижения » с вещными постижениями, новые ноэматические характеристики («хорошо », «красиво » и т. д.) — с модальностями верования, как они систематически упорядочиваются в ряды и виды и т. д. и т. д.