§ 148. Проблемы формальной онтологии, относящиеся к теории разума
Поворот ведет нас ОТ ЭТИХ ДИСЦИПЛИН к соответ- 5 ствующим им антологиям. Феноменологически взаимосвязь дана уже вообще возможными поворотами взгляда, которые могут совершаться в пределах любого акта, причем те составы, какие доставляются этими поворотами взгляду, сплетены между собою ю разного рода сущностными законами.
Первичная установка — это установка на предметное, ноэмати- ческая рефлексия ведет к составам ноэматическим, ноэтическая — к ноэтическим. Интересующие нас сейчас дисциплины путем абстракции изымают из is этих составов чистые формы, а именно: формальная апофантика — ноэматические, параллельная ей но- этика — ноэтические формы. Формы ноэматические и ноэтические скреплены друг с другом, а те и другие скреплены с онтическими формами, какие схватыва- 20 емы путем поворота взгляда назад — к онтическим составам.(D U
Любой формально-логический закон можно обратить, путем поворота, в закон формально онтологический. Тогда мы судим: вместо суждений — о по- 25 ложениях дел, вместо членов суждения (например, именных значений) — о предметах, вместо значений ^ предиката — о признаках и т. д. И речь уже не идет об истине, о значимости предложений суждения, но о составе положений дел, о бытии предметов и т. д. зо Само собою разумеется, что и феноменологиче- 5 ское содержательное наполнение поворота допускает ет свое прояснение путем возвращения к содержа- ГП тельному наполнению соответствующих понятий.
Впрочем, формальная онтология выходит очень 35 далеко за пределы сферы таких простых обращений формальных апофантических истин. К ней прирастают обширные дисциплины — путем тех «номинализа- ций», о каких мы уже говорили прежде18. В суждени-
ях во множественном числе множественное выступает как тезис множественности. Путем обращения в имя это множественное число становится предметом «множество», и так возникает основополагающее понятие учения о множествах.
В таковом выносят 5 суждения о множествах как предметах, обладающих своеобразными видами свойств, отношений и т. д. Это же значимо и для понятий «отношения», «количественное число» и т. д. — как основополагающих понятий математических дисциплин. Вновь, как и тогда, ю когда мы говорили о простых учениях о предложении, мы должны сказать, что задача феноменологии — не в том, чтобы развивать эти дисциплины, т. е. не в том, чтобы заниматься математикой, учением о силлогизмах и т. п. Феноменологию интересуют лишь 15 аксиомы и понятийный состав таковых, задающий рубрики для феноменологических анализов."О
Q %
CD ^
х CD Ч ш CD "О Ч
Сказанное само собою переносится на формальную аксиологию и практику, равно как на те формальные онтологии ценностей (в весьма расшири- 20 тельном смысле), благ, каковые, как теоретические дезидераты, следует присовокупить к первым, — короче говоря, на формальные онтологии всех онтиче- ских сфер — коррелятов сознания душевного и волевого. 25
CD
1
Конечно, заметно, что понятие «формальной онтологии» в наших рассуждениях расширилось. Цен- ности, практические предметности, — таковые входят в формальную рубрику «предмет», «вообще нечто». ^ Так что с позиции универсальной аналитической он- зо ^ тологии — это материально определенные предметы, а принадлежные им «формальные» онтологии й ценностей и практических предметностей — материальные дисциплины. С другой стороны, аналогии, основывающиеся внутри параллелизма тетических 35 о родов (верование и, соответственно, модальность верования, оценивание, желание) и специфически соотносимых с таковыми синтезов и синтактических формований, — эти аналогии тоже обладают силой, Причем СТОЛЬ действенной, ЧТО Кант отношение меж- 40
ду желанием цели и желанием средств прямо называет отношением «аналитическим»[94], правда, смешивая при этом аналогию с тождественностью. Собственно аналитическое — принадлежное к предикативному 5 синтезу доксы — никак не должно смешиваться с его формальным аналогом, сопрягаемым^ синтезами тезисов — тезисов душевного и волевого. Глубокие и важные проблемы феноменологии разума примыкают к радикальному прояснению этих аналогий и парал- ю лелей.