§ 149. Проблемы региональных онтологий, относящиеся к теории разума. Проблемы феноменологического конституирования
(D U U
После обсуждения проблем теории разума, поставляющих нам формальные дисциплины, можно осуществить переход к дисциплинам материальным, и прежде всего к региональным онтологиям.
20 Каждый предметный регион конституируется по мере сознания. Определенный своим региональным родом предмет обладает, как таковой, коль скоро он — предмет действительный, своими заранее предначертанными способами — способами быть воспри- 25 нимаемым, вообще — ясно или темно — представи- мым, мыслимым, обнаружимым и подтверждаемым. Итак, что касается фундирующего разумность, то мы вновь возвращаемся назад — к смыслам, предложениям, сообразным познанию сущностям, но только зо теперь не просто к формам, а, поскольку мы имеем в 5 виду материальную всеобщность региональной и ка- ^ тегориальной сущности, — к предложениям, содер- lt;тgt; жательное наполнение которых определениями заимствуется в региональной определенности такой 35 сущности. Любой регион предоставляет руководящую нить для особой, замкнутой группы исследований.
Возьмем, к примеру, в качестве такой руководящей нити регион «материальная вещь». Коль скоро мы верно разумеем суть такого руководства, мы вместе с тем одновременно схватываем и всеобщую проблему, задающую меру целой обширной и относительно замкнутой феноменологической дисциплине, — проблему всеобщего «конституирования» предметностей региона «вещь » в трансцендентальном сознанииу или же, выражая это короче, феноменологического конституирования вещи вообще. А не отрываясь от этого, мы узнаем и соопределенный такой руководящей проблеме метод исследования. То же самое значимо для каждого региона и для каждой дисциплины, сопряженной с феноменологическим конституированием региона.
Вот о чем идет тут речь. Идея вещи — чтобы уж остаться в этом регионе — репрезентируется, по мере сознания, когда мы говорим о ней сейчас, понятийной мыслью «вещь» известного ноэматического состава.
Каждой ноэме соответствует, по мере сущности, идеально замкнутая группа возможных ноэм, обладающих своим единством благодаря своей способности к синтетическому унифицированию через наложение. Если ноэма, как сейчас, внутренне согласная, то в группе обнаруживаются и наглядные и, в особенности, первозданно дающие ноэмы, в каких находят свое ис-полнение, путем отождествляющего наложения, все входящие в группу ноэмы иного вида, какие, в случае позициональности, почерпают в первых свое подтверждение, полноту своей разумной силы.Итак, мы исходим из словесного, возможно, что и целиком темного представления «вещь»— из того самого, какое у нас только, вот сейчас, имеется. Свободно и независимо мы порождаем наглядные представления такой «вещи»-вообще и уясняем себе расплывчатый смысл слова. Поскольку же речь идет о «всеобщем представлении», то мы должны действовать, опираясь на пример. Мы порождаем произвольные созерцания фантазии вещей — пусть то будут
вольные созерцания крылатых коней, белых ворон, златых гор и т. п.; и все это тоже были бы вещи, и представления таковых служат целям экземплифика- ции не хуже вещей действительного опыта. На таких 5 примерах, совершая идеацию, мы с интуитивной ясностью схватываем сущность «вещь»*— субъект всеобще ограничиваемых ноэматических определений.
-Q
Теперь надо принять во внимание (вспоминая уже констатированное ранее20) то, что хотя при этом сущ- ю ность «вещь» и дается первозданно, однако данность ее в принципе не может быть адекватной. Ноэму или же смысл вещи мы еще можем привести к адекватной данности, однако многообразные смыслы вещей, даже и взятые в их полноте, не содержат в качестве is имманентного им первозданно наглядного состава, региональную сущность «вещь», как и многообразные, сопрягаемые с одной и той же индивидуальной вещью чувства не содержат индивидуальную сущность вот этой вещи. Иными словами, идет ли речь о 20 сущности индивидуальной вещи или о региональной сущности «вещь вообще», отдельного созерцания вещи, или конечной замкнутой континуальной непрерывности, или коллекции вещных созерцаний никоим образом не достаточно для того, чтобы обрести же- 25 лаемую сущность во всей полноте ее сущностных определений адекватным образом.
Для неадекватного же узрения сущности достаточно и одного, и другого, и третьего, — в сравнении с пустым схваты- 8 ванием сущности, какая устанавливается на показа- ^ зо тельной подоснове темного представления, неадек- 5 ватное узрение в любом случае обладает великим ^ преимуществом — оно дает сущность первозданно. lt;тgt; Это значимо для всех ступеней сущностной всеобщности, от сущности индивидуальной и до региона 35 «вещь».
Однако генеральное сущностное усмотрение заключается в том, что любая несовершенная данность (любая неадекватно дающая ноэма) таит в себе пра-
вило идеальной возможности ее усовершенствования. От сущности явления кентавра — явления, лишь «односторонне» дающего сущность кентавра,— неотъемлемо то, что я могу следовать за разными сторонами вещи, могу, вольно фантазируя, все оставав- 5 шееся поначалу неопределенным и открытым, сделать определенным и наглядным. Мы в значительной мере свободны в ходе такого процесса фантазии, какой делает для нас вещь все более совершенно наглядной и определяет ее все конкретнее; ведь мы можем ю наглядно, по собственному произволу, примерять фантазируемому кентавру конкретно определенные свойства и изменения таковых; однако мы не совершенно свободны, поскольку ведь должны поступательно двигаться в смысле взаимосогласного хода со- is зерцания, в каком получающий определения субъект остается тождественным себе тем же и постоянно может оставаться таким взаимосогласно определимым. К примеру, мы связаны рамками закономерного пространства, какие жестко предписывает нам идея 20 возможной вещи вообще. Сколь бы произвольно ни деформировали мы фантазируемое нами, все равно пространственные фигуры переходят вновь в пространственные фигуры.
Что же феноменологически означают эти слова о 25 правиле, или законе? Что же заключено в том, что не- ' адекватно даваемый регион «вещь» предписывает правила ходу возможных созерцаний, — и это ведь явно значит то же, что многих восприятий?
Наш ответ гласит: от сущности подобной вещной зо ноэмы неотделимы — и это абсолютно усмотримо — идеальные возможности «безграничности поступательного движения»11 согласованных созерцаний, причем по определению предначертанным типам направлений (стало быть, есть и параллельные безгра- 35 ничности в континуально-непрерывных рядоположе- ниях соответствующих ноэс).
Вспомним, как выше излагалось обретение через усмотрение всеобщей21 Ср. «Критику чистого разума» Канта — пятый, относящийся к пространству, аргумент (А 25).
«идеи» «вещь вообще», — все это остается значимым для любой из низших ступеней всеобщности вплоть
о
$ до самой низкой конкреции индивидуально опреде-
ляемой вещи. Трансцендентность вещи выражается в этих самых безграничностях в поступательном движении созерцания этой вещи. Все сйова и снова возможно переводить созерцания в континуальные непрерывности созерцания и расширять предзаданные непрерывности. Ни одно восприятие вещи не бывает
§
-е-
о ^
и
(D т
S
L-
о
с;
о
q ю последним и заключительным, всегда остается про- о странство для новых восприятий, какие конкретнее
X
(D
-е-
S I—
о
с;
о
X
определяют неопределенности и ис-полнят неиспол- ненности. С каждым поступательным шагом обогащается содержательное наполнение вещной ноэмы, какая плавно и постоянно принадлежит к той же самой вещи X, определениями. Сущностное усмотрение % таково: любое восприятие, любое многообразие вос- х приятий способны к расширению, процесс, следова- тельно, бесконечен; сообразно с этим никакое интуи- о 20 тивное схватывание вещной сущности не может быть столь полным, чтобы дальнейшее восприятие не могло присоединить к нему ноэматически новое.
С другой стороны, мы все же с очевидностью и ^ адекватно схватываем «идею» «вещь». Мы схватываем ее в вольном процессе пробегания, в сознании безграничности поступательного хода внутренне со- ^ гласных созерцаний. Поначалу и первым делом мы схватываем неис-полненную идею вещи, вот этой ин- и дивидуальной вещи, как чего-то такого, что дано ^ зо ровно «настолько», насколько «простирается» само g согласованное созерцание, но что остается при этом ^ определимым «in infinitum».
«И т. д.» — вот усмот- m римый и абсолютно необходимый момент вещной ноэмы.
35 На основе экземплифицированного сознания такой безграничности мы, далее, схватываем «идею» определенных бесконечных направлений, причем для каждого из направлений наглядного протекания, каким мы пробегаем. Вновь мы схватываем регионально ную «идею » вещи вообще — как того тождественно-
го, что выстаивает в так-то и так-то устроенных определенных бесконечностях протекания и изъявляется в принадлежных, определеннее устроенных рядах бесконечности ноэм.
Как вещь, так затем и всякая принадлежная свое- 5 му сущностному содержательному наполнению уст- роенностъ, и прежде всего любая конститутивная «форма » — это идея, и это значимо от региональной всеобщности и до самой низкой обособленности. В более конкретном изложении: ю
Вещь в своей идеальной сущности дает себя как res temporalis, в необходимой «форме» времени. Интуитивная «идеация» (как узревание «идеи» таковая совершенно особо достойна тут такого именования) учит нас тому, что вещь есть вещь необходимо длящая- is ся, в принципе бесконечно распространимая в аспекте своего дления. В «чистом созерцании » (ибо такая идеация — это феноменологически проясненное понятие Кантова чистого созерцания) мы схватываем «идею» Временности И всех заключенных В ней сущ- 20 ностных моментов.
Далее же, вещь по своей идее есть res extensa, так, к примеру, она в пространственном аспекте способна на бесконечно многообразные превращения формы И, При твердо удерживаемых В тождественности фи- 25 гуре и изменениях таковой, на бесконечно многооб- ' разные изменения положения; вещь in infinitum «подвижна». Мы схватываем «идею» пространства и включенные в нее идеи.
Наконец, вещь есть res materialis, это субстанцио- зо нальное единство и, как таковое, единство причин- ностейу — согласно возможности, бесконечно многообразных. И вместе с такими специфически реальными свойствами мы тоже наталкиваемся на идеи.
Так ЧТО все КОМПОНеНТЫ ВеЩНОЙ ИДЄИ В СВОЮ ОЧереДЬ 35
суть идеи, и каждый имплицирует свое «и так далее» «бесконечных» возможностей.
То, что излагаем мы сейчас, — это не «теория», не «метафизика». Речь идет о сущностных необходимо- стях — таковые заключены в вещной ноэме и, корре- 40
16 Гуссерль Э.
лятивно таковой, и в дающем вещь сознании и неустранимы, неснимаемы, их возможно постигать посредством усмотрения и систематически исследовать.