§ 152. Перенос проблемы трансцендентального ^ конституирования на другие регионы о_
§ Тут без всяких лишних слов ясно, что все сказан-
зо ное выше относительно конституирования выбранной 5 в качестве показательного примера материальной ^ вещи — а притом в аспекте конституирования в систе- lt;тgt; ме многообразий опыта, пред-шествующето всякому «мышлению», — должно переноситься на все регионы 35 предметов, по самой проблеме и по методу.
Что касается «чувственных восприятий », то тут, естественно, вступают соопределяемые соответствующим регионам, по мере сущности, виды первозданно, из самого источника, дающих актов, какие до этого должен вы- 40 явить и изучить феноменологический анализ.
Весьма сложные проблемы связаны со сплетенностью различных регионов. Они обусловливают сплетения в конституирующих образованиях сознания. Как то уже было заметно по данным выше намекам на интерсубъективную конституцию «объективного» вещного мира, вещь по отношению к постигающему в опыте субъекту вовсе не есть нечто изолированное. Теперь же и сам этот постигающий в опыте субъект конституируется в опыте как реальное, как человек или животное, равно как конституируются и интерсубъективные общности как общности живых существ.
Такие общности, пусть они и сущностно фундируются в психических реальностях, в свою очередь фундируемых в реальностях физических, оказываются нового вида предметностями высшего порядка. Вообще обнаруживается, что имеются всякого вида предметности, упрямо противостоящие любым своим психологистическим и натуралистическим перетолкованиям. Таковы все виды ценностных и практических объектов, все конкретные культурные сложения, определяющие нашу актуальную жизнь в качестве жестких действительностей, — таковы, к примеру, государство, право, обычай, церковь и т. д. Все такие объектности должны описываться такими, какими достигают они своей данности, согласно основополагающим видам их и в их порядке ступеней, и в отношении их должны ставиться и решаться проблемы конституирования.
х
-Єн
gt;х
- ^
и CD т
X
О
X
Само собой разумеется, что их конституирование возвращает также и назад— к конституированию пространственных вещностей и психических субъектов: первые и фундируются именно в такого рода реальностях. А в качестве самой низшей ступени в конце концов в основе всех иных реальностей лежит материальная реальность, а тем самым феноменологии материальной природы принадлежит особо отмеченное положение.
Однако, если смотреть непредвзято и все феноменологически возводить к истокам, то фундируемые единства — это именно не что иное, как фундируемые и новообразные единства: то новое, что кон- ституируется вместе с ними, как показывает сущност- ное интуирование, никогда и ни при каких условиях 8 не может быть сводимо к простым суммам иных реальностей. Так что на деле любой своеобразный тип таких действительностей ведет с собой свою осо- бую конститутивную феноменологию, а тем самым и новое конкретное учение о разуме. Всюду задача с ее принципиальной стороны одна и та же: все дело — в § познании полной системы образований сознания, о5 ю конституирующих первозданную данность всех таких о объектностей, по всем ступеням и слоям их, а тем са-
о
X
CD
-е-
gt;х
и
X Т
g мым в уразумении эквивалента соответствующего вида «действительность» существующего в сознании. И все то, что можно тут сказать сообразно с истиной, о is дабы исключить многие напрашивающиеся само собой недоразумения, относящиеся к корреляции бытия | и сознания (например, что любая действительность «разрешается в психическое»), может быть сказано лишь на основе сущностных взаимосвязей конститу- о 20 тивных групп, постигнутых в феноменологической установке и в свете интуирования.