<<
>>

§ 153. Полная протяженность трансцендентальной проблемы. Членение исследований

25

Выдержанное в столь общих чертах обсуждение л только что постигнутых в качестве возможных и тре- буемых исследований, какое было возможно для нас у до сих пор, конечно же, не способно создать сколь- зо ко-нибудь удовлетворительного представления о ко- 5 лоссальной пространности таковых.

Для этого, по it крайней мере в отношении главных типов действитель- (п ностей, необходимы были бы отделы излагающих исследований, т. е. того самого метода, какому следо- 35 вали мы, излагая проблематику всеобщих структур сознания. Между тем в следующей книге у нас будет повод, обсуждая столь занимающие нашу современность спорные вопросы взаимоотношений между тремя обширными группами наук, обозначаемых руб- 40 риками «естествознание», «психология» и «наука о

духе», в особенности в их отношении к феноменологии, приблизить к себе и сделать более осязаемыми также и проблемы конституирования. Пока же, должно быть, ясно стало, что тут речь действительно идет о серьезных проблемах и что тут открываются области 5 исследования, затрагивающие все подлинно принципиальное каждой содержательной науки. «Принципиальное » — это ведь нечто иное, как то, что группируется, согласно основополагающим понятиям и основополагающим познаниям, вокруг идеи каждого ю региона и находит — или же должна находить — свое систематическое разворачивание в соответствующей региональной онтологии.

Сказанное о содержательной переносится на формальную сферу и присваиваемые ей онтологические is дисциплины, следовательно, на все принципы и на все науки о принципах вообще, если только мы подходящим образом расширим идею конституирования. При этом, правда, и рамки конститутивных исследований расширяются настолько, что они в конце концов спо- 20 собны объять всю феноменологию. Все это само собою выступит, если только поразмыслить, дополнительно, о следующем:

В первую очередь проблемы конституирования предмета сопряжены многообразиями возможного 25 первозданно, из самого источника, дающего созна- I ния.

Так, например, что касается вещей, — то со всей совокупностью возможных опытных постижений и даже восприятия одной и той же вещи. К этому примыкает дополняющий учет репродуктивных позицио- 30 нальных видов сознания и исследование свершений конститутивного для них разума, или же, что по существу то же самое, их свершений для просто созерцающего познания, а равным образом и учет темно представляющего (однако простого) сознания и со- 35 прягающихся с последним проблем разума и действительности. Короче, мы на первых порах вращаемся в сфере просто «представления ».

А со всем этим связаны и соответствующие разыскания, сопрягаемые со свершениями сферы высшей, 40

-е- о

с; х

-е-

gt;х

2 О CD

X

с; О х CD

о тических операций, конституируя посредством их

в более узком смысле так называемой сферы «рассудка» или «разума» с ее эксплицирующими, сопрягающими и прочими «логическими» (а затем, стало быть, и аксиологическими и практическими) синтезами, с их «понятийными» операциями, их высказываниями и новыми, опосредующими формами обоснования. Итак, выходит, что предметности, по- g началу данные в монотетических актах, скажем, в простых опытных постижениях (или же мыслимые ю как данные в идее), можно подвергнуть игре синте-

х

CD

-е-

предметности все более и более высокой ступени, какие в единстве совокупного тезиса будут содержать многократные тезисы, а в единстве своей со- о is вокупной материи — многообразные, членящиеся 5 материи. Можно коллигировать, можно «образо- | вывать» коллективы (множества) различных ступеней (множества множеств), можно «выделять» или

о

х 0

-в- «вычленять» «части» «целого», свойства, предикаты

gt;х

.о с; Q_ CD U U

о 20 субъекта, можно «полагать в сопряжение» предметы, по своему усмотрению один делать референтом, другой — релатом и т. д. Можно осуществлять такие синтезы «действительно», «в собственном смысле», ^ т.

е. в синтетической первозданности, — тогда син- 25 тетическая предметность будет по своей синтетической форме обладать характером первозданно данной (к примеру, действительно данной коллекции, субъекции, сопряженности и т. д.), и она будет обладать полным характером первозданности, если обла- зо дают таковым тезисы, т. е. если характеры тетиче- 5 ского акта мотивированы первозданно как разумные. ^ Можно и привлекать сюда вольные фантазии, мож- lt;Т) но сопрягать между собой первозданно данное и как бы данное или же совершать синтезы исключительно 35 модифицированно, сознаваемое таким образом превращать в «приступ к полаганию», «образовывать» гипотезы, «выводить следствия» из них; или же можно осуществлять сравнения и различения, данные в таковых равенства и различия в свою очередь вновь 40 подвергать операции синтезирования, связывать их

со всеми идеациями, сущностными полаганиями или пред-полаганиями, и так in infinitum.

При этом в основе таких операций лежат отчасти наглядные, отчасти же не наглядные или, при обстоятельствах, даже совершенно путанные акты более 5 низкой или более высокой ступени объективации. В случае темноты или спутанности можно стремиться к тому, чтобы прояснять синтетические «образования», поднимать вопрос об их возможности, о выполнении таковых «синтетическим созерцанием», ю или же также к тому, чтобы ставить вопрос об их «действительности», об их выполнимости эксплицитными и первозданно дающими синтетическими актами или же, при обстоятельствах, на путях опосредующих «умозаключений» или «доказательств». Фено- is менологически все эти типы синтезов в их корреляции с «конституируемыми» в них синтетическими предметностями надлежит подвергать исследованию с тем, чтобы прояснить различные модусы данности и

Ё

значение таковых для «действительного бытия» та- 20 2gt;

х CD

ких предметностей или для их истинного бытия возможными, для их действительного бытия вероятны- ш

CD

ми, и так — согласно всем вопросам разума и истины ~о и, соответственно, действительности.

Так что и тут у насесть «проблемы конституирования».              is

Далее же, логические синтезы хотя и основываются на самых низших тезисах с простыми материями (чувствами), однако основываются они таким спосо- ^S бом, что сущностные закономерности синтетической ^ ступени и, в особенности, законы разума — в крайне зо ^ широкой, со всей определенностью ограничиваемой сфере — независимы от особенных материй синтезируемых звеньев, членов. Именно благодаря этому и возможна ведь общая и формальная логика — таковая amp; абстрагируется от «материи » логического познания и 35 о мыслит себе таковую в неопределенной свободно вариативной всеобщности (в качестве «чего-нибудь»). Сообразно этому сопрягающиеся с конституирова- нием исследования разделяются на такие, какие примыкают К форМаЛЬНЫМ ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЯМ, ТОЛЬКО 40

и 0 х

таковые и избирая в качестве «руководящих нитей» для проблем разума и, соответственно, проблем дейст- 8 вительности и истины; с другой же стороны, на такие, - какие были описаны выше, а именно такие, какие примыкают к основным понятиям регионов, прежде же всего к самому понятию региона, прйтом задаваясь вопросом, каким же образом достигает данности нечто индивидуальное такого региона. Вместе с регио-

О

§ нальными категориями и исследованиями, предна- Ф 10 чертываемыми таковыми, получает положенное ей по о праву то особое определение, какое получает благо- g даря региональной материи синтетическая форма, а равным образом положенное ему по праву получает и то влияние, какое оказывают на действительность о is региона особые связанности (те, что находят свое выражение в аксиомах региона).

|              Изложенное у нас явно переносится на все сферы

0

актов и предметов, следовательно, и на те предмет- ~э~ ности, конституирование каковых априорно обяза- о 20 ны брать на себя акты душевного с их специфическими^ тезисами и материями — и таким способом, прояснить какой по форме и материальной особости вновь есть огромная, почти не ощущаемая — не гово- Щ1 ря уж о том, чтобы быть предпринятой, — задача со- 25 ответствующей конститутивной феноменологии.

_0

Тем самым очевидной становится и глубинная сопряженность конститутивной феноменологии с

0 и и

априорными онтологиями и наконец со всеми эйдети-

сс

X

ческими дисциплинами (саму феноменологию мы в зо этом случае исключаем).

Порядок ступеней, на каких располагаются формальные и материальные учения о сущности, известным образом предначертывает по- ГП рядок ступеней, на каких располагаются конститутивные феноменологии, определяет ступени их обоб- 35 щенности и, в виде онтологических и материально эйдетических основных понятий и принципов, дает им в руки «руководящие нити». Так, к примеру, основные понятия онтологии природы, как то время, пространство, материя и ближайшие их производ- 40 ные — это все индексы слоев конституирующего со-

знания материальной вещности, равно как принад- лежные сюда принципы — это индексы сущностных взаимосвязей в этих слоях и между этими слоями. Феноменологическое прояснение всего чисто логического делает затем понятным и то, что — и поче- 5 му — все опосредованные положения чистого учения о времени, геометрии и вообще всех онтологических дисциплин тоже суть индексы сущностных закономерностей трансцендентального сознания и его конституирующих многообразий.              ю

Однако необходимо заметить и подчеркнуть, что во всех взаимосвязях конститутивных феноменоло- гий и соответствующих формальных и материальных онтологий нет ничего похожего на то, чтобы первые обосновывались последними. Когда феноменолог is признает онтологическое понятие или онтологическое положение индексом конститутивных сущностных взаимосвязей, видит в таковом руководящую нить для своих интуитивных обнаружений, какие свое право и свою значимость содержат исключи- 20 тельно в себе самих, то феноменолог не выносит свои суждения онтологически. Эта общая констатация еще подтвердится позднее благодаря более основательным рассуждениям, какие, ввиду важности этого положения дел, безусловно необходимы.              25

CD

Всестороннее решение проблем конституирова- ния, в равной мере учитывающее и ноэтические, и но- эматические слои сознания, было бы явно равнознач- В но полной феноменологии разума согласно всем ее ^ формальным и материальным образованиям — одно- зо ^ временно как аномальным (негативно-разумным), так хс и нормальным (позитивно-разумным). Далее же, напрашивается и то, что столь полная феноменология разума совпала бы с феноменологией вообще, что ? систематическое проведение всех дескрипций созна- 35 о ния, что требуется совокупной рубрикой «конститу- Й ирование предмета», должно было бы объять собой вообще все дескрипции сознания.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 153. Полная протяженность трансцендентальной проблемы. Членение исследований: