<<
>>

  К АББАТУ ДЕЛОНЭ 73  

Эндегеест, 22 июля 1641 г.

[...] В конце последних возражений, посылаемых мной преподобному отцу Мерсенну, я говорил лишь о самой об&щей причине, в силу которой, как представляется, боль&шинству людей трудно заметить различие между душой и телом; а именно, происходит это потому, что наши пер&вые детские суждения, а также обычная философия приу&чили нас приписывать телу множество вещей, свойствен&ных лишь душе, а душе — множество вещей, присущих только телу.

Эти люди обычно смешивают две такие идеи тела и души при образовании понятий, которые они фор- мируют из реальных свойств и субстанциальных форм, что, как я считаю, должно быть целиком отвергнуто. И это вместо того, чтобы, хорошо изучив физику, свести в ней все вещи, подлежащие разумному познанию, к доста&точно малому числу видов, из которых мы получим поня&тия столь ясные и различимые одно от другого, что после их рассмотрения невозможно будет, как мне кажется, чего- нибудь не познать при условии, что, познавая одну вещь в отрыве от другой, мы делаем это только посредством аб&стракции нашего ума, чаще всего по той причине, что эти вещи на самом деле различны. Потому что во всем разде&ленном лишь абстракцией ума с необходимостью замеча&ют связь, когда рассматривают части разделенного друг с другом. Но ничего этого не смогут заметить между телом и душой, если только их познают так, как это надлежит, а именно: первое — как то, что заполняет пространство, а вторую — как то, что мыслит. Так что после идеи Бога, которая предельно отлична от всех идей, имеющихся у нас в отношении вещей сотворенных, я не знаю во всей природе двух других идей, которые были бы столь же раз&личны, как идеи тела и души. Здесь я предлагаю свое мнение, которого придерживаюсь, но не настолько, что не был бы готов изменить его, узнай я лучшие мнения, в которых больше света [...].
<< | >>
Источник: Декарт Р.. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1/Сост., ред., вступ, ст. В. В. Соколова.— М.: Мысль,1989.— 654 c.. 1989

Еще по теме   К АББАТУ ДЕЛОНЭ 73  :