Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

  Модель восприятия сарвастивады-вайбхашики  

Как работает восприятие? Если сосредоточиться на главном и опустить разногласие школ сарвастивады по разным менее важным пунктам, то работу восприятия можно представить следующим образом: еиджняна определяет, какой орган чувств «схватывает» (грохати) какой объект, соответствующий его специализации (зрение - форму или цвет, слух - звук и т.
п.), все остальные спецификации объекта совершаются разными другими ментальными функциями, обозначаемыми термином чайтта (идентификация объекта в словесно-понятийной и образной форме, является ли данный объект источником приятных или неприятных ощущений, т. е. какие эмоции он вызывает, какие моральные качества проявляет в индивиде и т. п.).
Согласно Васубандху, «виджняна возникает в зависимости от двух факторов. Каких двух? Глаза и цвето-формы (рупа) и т. п вплоть до манаса и ментальных объектов (дхарм). Если прошлое и будущее не существуют, то виджняна, для которой они являются опорой, не возникнет в зависимости от двух факторов. Таким образом существование прошлого и будущего доказано в писании» (АБК 5: 25). Иными словами, акту еиджняны должны предшествовать причины - индрия и объект, с другой стороны, индрия и объект должны присутствовать и в момент еиджняны, то есть быть синхронным ей - иначе последует абсурдная ситуация, когда схватывается несуществующий объект. Получается, что объект и предшествует моменту его «схватывания» и одновременен ему, что с точки зрения кшаникавады невозможно. Единственный способ сохранить объект в условиях мгновенности - это распространить существование на прошлое (момент объекта, предшествующий моменту познания) и будущее (способность объекта вызывать аналогичное познание). Этому и служит понятие собственной природы (сеабхаеа) дхарм, которая сохраняется во всех трех временах.
Статус подлинно существующего как обладающего собственной природой (сеабхаеа), определяется в противопоставлении тому, что зависит от наших понятий и представлений - номинально (праджяптисат), позднее это будет определено как саеикалъ- пака - связанное с мысленным конструированием.
Деление всех дхарм на подлинно существующие (дравья- сат) и номинальные (праджняптисат) играет важнейшую роль в философии школы вайбхашика. Однако, несмотря на то, что оно очень похоже на онтологическую стратификацию реальности (абсолютное и относительное бытие), оно таковой не является. В западной философии онтология - это учение о бытии как таковом, в буддийской философии все, что мы, переводя буддийские термины, можем определить как реальность, сущее, существование, суть характеристики индивидуального сансарного опыта, т. е. опыта конкретного индивида (пудгала), или на языке дхарм - опыта индивидуальной серии (сантана). Оппозиция драеьясат - праджяптисат тоже касается реальности индивидуального опыта, а не некоего объективного и независимого бытия вещей.
Орган чувств и объект, действующие в настоящее мгновение, обусловливают возникновение однородных органа чувств и объекта в следующее мгновение. Объектная сфера (витая или гочара\ которая «схватывается» в настоящий момент с помощью соответствующей виджняны и других ментальных факторов, обозначается техническим термином аламбана (опора, объект)[16].
С точки зрения вайбхашиков, все составляющие факторы познавательного процесса: объект, инструмент и виджняна должны присутствать в один и тот же момент («синхронная модель»). Это касается только пяти еиджнян, а не манаса, который рассматривается как момент, следующий за моментом чувственных еиджнян (диахронная модель). В качестве доказательства симультанности существования всех факторов познавательного процесса вайбхашики приводят пратъякшу - непосредственное восприятие: объект, орган и виджняна являются одновременными событиями, иначе непосредственное восприятие невозможно.
Причинный характер познавательного процесса вайбхашики анализируют в свете своей классификации каузальных факторов:
\ ) хету-пратъяц, или фактор прямой причины;
  1. саманантара-пратъяя - фактор непосредственно предшествующего и обязательно однородного (момента познания);
  2. адхипати пратъяя - фактор доминирования;
  3. аламбана пратъяя - фактор опоры, или фактор объекта.

Для вабхашики именно аламбана, а не индрия и не тип виджняны, определяет познание, поскольку имеется сходство форм (сару- пъя) познания с формой объекта. Так вайбхашики подчеркивали главенствующую роль ачамбана-пратъяи перед адхипати-пратъяей (воспринимающим органом) и саманантара-пратъяей - виджня- ной. В связи с этим они отрицали, что познание воспринимает не объект как таковой, а лишь его определенный аспект (акара\ полагая, что познание просто отражает объект. С ними спорили некоторые саутрантики, утверждавшие, воспринятый аспект объекта становится частью познания, благодаря которой мы отличаем одно познание от другого (познание розы от познания горшка).
В европейских философских терминах учение вайбхашики можно охарактеризовать как эпистемологический реализм (вера в реальность внешнего познанию объекта), но не тот реализм, ко- торый утверждает, что образы объектов в уме зеркально отражает внешние вещи. Внешние объекты вайбхашиков - это атомы, или дхармы, а не целостные предметы.
Модель дарштантики-саутрантики. Если в сарвастива- де создана детальнейшая номенклатура дхарм: к каждой дхарме будто прикреплен ярлык с ее идентификационным кодом: то в дарштантике-саутрантике ситуация резко меняется в сторону релятивизации всех этих классификаций и вообще попыток индивидуализации дхарм. На первый план выступает тот факт, что дхармы причинно обусловливают друг друга, причем в один момент времени (кшана) может существовать лишь один ментальный фактор. В такой модели деление дхарм на читта и чайттика теряет смысл, поскольку синхронность возникновения каких-либо дхарм совершенно исключается. Поток выстраивается в линейную цепочку: за одной дхармой следует другая, но между ними образуется разрыв: мгновение объекта, исчезая, порождает мгновение познания, т. е. в момент познания объекта уже нет. Васубандху предполагает, что исчезающий объект оставляет в потоке сознания свой отпечаток - копию, похожую на объект (сарупъя), поэтому предметом познания является не сам объект, а его копия (репрезентативная теория познания). Более подробно позицию саутрантики мы разберем в связи с анализом теории восприятия Васубандху, Дигнаги и Дхармакирти.
<< | >>
Источник: Лысенко В.Г.. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение текстов) [Текст] / В.Г. Лысенко; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН,2011. - 233 с.. 2011

Еще по теме   Модель восприятия сарвастивады-вайбхашики  :

  1.   Модель восприятия сарвастивады-вайбхашики  
  2.   Проблема контакта органа зрения и объекта