2. Образец искусства: форма, постигаемая через уподобление.
Уже конкретность мифического существа выступает в форме обхождения или обращения с ним, в распорядке ритуала, в упорядоченности обрядовых хоровых плясок, в гармонии используемых музыкальных ладов175, где существенно вовсе не “правильное представление”, а совершенно технические детали: ритм движений, порядок позиций, техника жертвоприношений и т.д., строгая мелодика, рисунок священного танца.
Далее, мусические искусства являются, как мы заметили, мостиком, связывающим мифическую реальность со всем строем античного мышления.
Принцип формы остается определяющим, и весь процесс, приведший к господствующему положению философии в интеллектуальной культуре античности, можно охарактеризовать как процесс обнаружения,174 «Принципиально не может быть у греков такой философии, которая не была бы эстетикой, и такой
эстетики, которая не была бы в то же время философией и именно “первой философией”» (А.Ф.
Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М., т. 1, 1930, стр.84-85). В этом и последующих
трудах А.Ф. Лосева наиболее обстоятельно, подробно и глубоко разработана концепция внутренней
связи эстетических принципов классической античности с принципами ее мышления. Не думаю, что
такое толкование обусловлено исключительно конъюнктурными соображениями. Сказано со всей
свойственной А.Ф. Лосеву категоричностью и сказано в книге, опубликованной как “Издание автора”, в
ряду еще нескольких книг, где мыслитель успел еще высказаться в полный голос.
175 “… Боги, — говорит Платон в «Законах», — дарованы нам как участники наших хороводов…” (кн. II,
654A). Пер. А.Н. Егунова. Платон. Соч., т. 3 (2), стр. 117. Напомни, сближение мифа и музыки у К.
Леви-Стросса. См. Предисловие.
184
выражения и преобразования той формы, непосредственно бытийным осуществлением которой был миф.
В этом отношении чрезвычайно интересно одно место из “Законов” (кн.
III, 700а-701с)176. Когда Платон рассказывает здесь о крушении доброго старого порядка, он утверждает, что народ сначала как-то добровольно подчинялся «прежде всего тогдашним законам относительно мусического искусства» (700B). Из песнопений именно дифирамбы — вакхические праздничные песни, возникшие на почве культа Диониса, — назывались законами, точнее — «кифародическими номами» (ладами). После этого, рассказывает дальше Платон, пришли певцы талантливые, но не сведущие в благозаконии. Руководствуясь одним наслаждением, они смешивали «френы с гимнами, пэаны с дифирамбами, на кифарах подражали флейтам, все перемешивая между собой» (700D). Именно с этой игры формами начался, по Платону, развал архаического государства. И философия как мышление о фундаментальных началах бытия концентрирует свое внимание на форме прежде всего, а весь мир форм как таковых для грека классической эпохи — это мир мусически-пластических искусств. Поэтому практическая и теоретическая идея греческой философии сосредотачивается в центральном понятии прекрасной (идеальной) формы177 — понятии, в котором теоретическое измерение не отделено от эстетического.Если, с одной стороны, эстетическая форма служит воплощением, предметным выражением онтологического начала, то с другой — она непосредственно связана с обыденной, ремесленной деятельностью, необходимо предполагает активное участие человека, сама является делом смертных рук и смертного ума. Каким образом здесь может появиться идеальная форма? Вопрос состоит, видимо, в том, каким образом ограниченный субъект обретает в себе (припоминает) то, что выходит за рамки его ограниченности и субъективности, — истинное начало и управляющий им закон.
Мусическое искусство есть прежде всего искусство воспроизведение и уподобление. Правильность воспроизведения «в соблюдении величины и качества подлинника» («Законы», II, 668B)178. Мы можем, таким образом, оценить мусическую искусность, зная, насколько адекватно она воспроизводит образец. Все дело в том, каким образом человек находит сам образец.
Вель мы не считываем идеальные формы кругов и пропорций прямо с неба и не вычисляем их танцуя или слушая музыку.176 Платон. Соч., т. 3 (2), стр. 171-173.
177 См. В.С. Библер. Генезис понятия движения. В кн.: А.С. Арсеньев, В.С. Библер, Б.М. Кедров.
Анализ развивающегося понятия. М., 1967. Стр. 100-196.
178 Платон. Соч., т. 3 (2), стр. 135.
185
Участие смертных в мифо-мистерийной сфере мусических искусств осознается, разумеется, не как чисто человеческое творчество художественных форм. Здесь присутствует скорее противоположное понимание бытия, человека и мышления. Музыкально-песенно-танцевальная хорея архаических мистерий есть для смертного способ предоставить себя, подвижность своего тела, ритмико-интонационный строй души и ума в распоряжение бытийным силам, дать им возможность быть в себе или, что то же самое, уподобиться им. Тем самым всеобщий образец божественной жизни через посредствующее звено мистерии освещает и налаживает размываемую повседневными случайностями и отклонениями обыденную жизнь людей.
В мистерии бытие проступает в своих началах и фундаментальных потенциях, в своем всеобщем смысле. Поэтому способ его обнаружения, то есть законы хореической организации и ее внутренняя динамика, приводящая к порождению новых форм, решающим образом связан с образованием специфически теоретического мышления, занимающегося не сформированным, а самим формирующим. Мифический прием понимания при помощи уподобления некоему изначальному событию, хранимому родовой памятью, этот миметически-мнемонический характер архаического мышления, воспроизводится в структуре архаической хореи, которая в классическую эпоху выступает как бы парадигмой постижения вообще. Она и осознается как умная действительность, как бытие самого ума. «Умственный труд имел в Элладе свое религиозное освящение», — пишет Ф.Ф. Зелинский. «Вначале его главным проявлением и как бы совокупностью была поэзия — точнее говоря, раз мы на греческой почве, — хорея, т.е.
соединение поэзии, музыки и пляски, триединая зародышевая ячейка позднейших обособленных искусств”179.Однако как воспроизводится в строении празднично-ритуального хора его миметическая функция?
В любом искусстве центральным пунктом оказывается некая исходная фигура, которая лишь развертывается, раскрывается, свершается в произведении (речи или вещи). В структуре хореи соответствующую роль исполняет центральный деятель, которого Гомер называет «головоходом», «прыгуном», жонглером-гимнастом (кибистетером). Его роль состоит в том, чтобы задавать фигуру хореического мимесиса, возбуждать, подзадоривать, давать пример всему действию. Кибистетер выступает в качестве зачинателя — того самого, от которого в случае дифирамба или
Ф.Ф. Зелинский. Древнегреческая религия. Пг., 1918, стр. 41.
186
фаллической песни произошли, по Аристотелю, соответственно, трагедия и комедия180.
И. И. Толстой в работе «Аэды»181 исследует смысл этого слова “зачинатель” (e?aPXos). Он показывает, что такой “эксархонт” игры, пляски, песни, возбуждая то или иное действие, сам в дальнейшем не принимает в нем участия. Он выступает как “одержимый”, как “медиум”, передающий образец божественного движения. Между ним и участниками хора существует отношение вопроса и ответа. Такое соотношение эксархонта дифирамба и его участников может быть, по мнению Толстого, сопоставлено с соотношением актера (“ипокрита”)182 и хора в древнейших трагедиях Эсхила.
Развитие диалогического, речевого начала внутри этой исходной структуры, которое, собственно, и привело к созданию классической трагедии, выразилось в перестройке взаимоотношений между “актерами” (вопрошающими и отвечающими) и хором (сопричаствующим). В трагическом диалоге происходит идеальное (в мыслях), а в трагическом действии реально-идеальное (на сцене) испытание человеческой способности внимать божественным законам, понимать их и воспроизводить (мыслить).
Этот процесс стоит в непосредственной связи с развитием философской рефлексии. В рамках философской драмы он формирует мышление как «диалог, который душа ведет сама с собою о том, что она наблюдает» (Тэетет, 189E-190A)183.
Исследование становления философского мышления в связи с развитием классической трагедии позволило бы понять такой важнейший нерв философии, как ее художественно-личностный смысл. Ограничивая свою задачу анализом философии как начала теоретического мышления, мы сознательно упускаем эту возможность184.