<<
>>

Отношение к Гегелю

  Немецкое заглавие «Verhaltnis zu Hegel». Работа написана Фейербахом в 1840 г. и при жизни автора издана не была. Вместе с дополнениями, написанными Фейербахом несколько позднее, она была опубликована Карлом Грюном в его книге «L. Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlass». Leipzig und Heidelberg. Bd. 1. 1874. Болин и Иодль, издавая собрание сочинений Фейербаха, поместили эту работу в IV том. Эта работа представляет значительный интерес для правильного понимания эволюции философских взглядов Фейербаха в период перехода от идеализма к материализму, его отношения к Гегелю и к спекулятивной философии вообще.
Не случайно она замалчивается теми историками философии, которые пытались представить Фейербаха идеалистическим и даже религиозным философом, якобы никогда не сходившим с гегельянских позиций, ибо «его всегда тянуло к спекулятивной философии (см., на15 Л. Фейербах, т. 3              457

пример, S. Rawidowicz. Ludwig Feuerbach's Philosophio Ursprung und Schicksal. Berlin, 1931, S. 307).

Как бы отвечая своим критикам, Фейербах писал: «Я был гегельянцем по существу, по идее, а не формально, не в буквальном смысле (см. данпый том, стр. 375). Ср. по этому поводу высказывание Эпгельса: «Ход развития Фейербаха есть ход развития гегельянца, — правда, вполне правоверным гегельянцем он не был пикогда, — к материализму. На пзвестпой ступени это развитие привело его к полному разрыву с идеалистической системой своего предшественника. С неудержимой силой овладело нм, наконец, сознание того, что гегелевское домировое существование «абсолютной идеи», «предсуществова- ние логических категории» до возникновения мира есть не более, как фантастический остаток веры в потустороннего творца» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 285). На русском языке работа публикуется впервые.

1 Характеризуя свой творческий путь, поиски повои философии, Фейербах писал: «Моей первой мыслью был бог, второй — разум, третьей, п последней — человек» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. I. М., 1955, стр. 205). В данном отрывке Фейербах рассказывает о первом этане своего пути, когда оп, прослушав курс богословия в Гейдельбергском университете и не найдя в пем удовлетворения своему пытливому, критическому уму, решает перейти в Берлинский университет. Его учитель, профессор К. Дауб, предсказывал, что «Фейербах не останется в объятиях теологии, а перейдет к философии» (#. Grun. Ludwig Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlass. Bd. I. S. 12). В 1824 г. Фейербах иереходпт в Берлинский университет, а уже на следующий год в письме к отцу восторженно сообщает, что «бросил теологию», дабы «прижать к своему сердцу природу, перед глубипамп которой отступает в ужасе трусливый богослов», п сделать своими друзьями «такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант н Гегель» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. I. М., 1955, стр. 242). Фейербах прослушал почти все лекции Гегеля, а его курс логики — дважды. Однако правоверным гегельянцем он все же не стал. Сомнения терзали его. Он пе удовлетворен гегелевским объяснением отношения мышления к бытию, логики — к природе. «Не было бы природы, — заявляет Фейербах, — никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя» (Л. Фейербах. Избрапиые философские произведения, т. I. М., 1955, стр. 243). В начинающемся конфликте с Гегелем немалую роль играют и атеистические мысли Фейербаха. «Каково отношение философии к религии? — спрашивает он в этот период.— Гегель очень настаивает па согласии философии с религией, именно с учением христианской религии. При всем том он берет религию лишь как ступень духа. Во всяком случае, существующие религии заключают бесконечно много отвратительного и несовместимого с истиной» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. I. М., 1955, стр. 243—244). Таким образом, уже в университетские годы у Фейербаха рождается

сомнение в нстинностп гегелевской философии, в которой он не находит ответа на .многие волнующие его вопросы. — 373.

          1. В 1829—1832 гг. Фейербах читал лекции по логике и метафизике в Эрлангенском университете (см. том 1 настоящего издания, а также Л. Фейербах. Избранпые философские произведения, т. I. М., 1955, стр. 246). — 374.
          2. Фейербах имеет в виду свою работу «Писатель и человек. Собрание юмористических философских афоризмов» (см. том 1 настоящего издания). — 376.
          3. См. том 2 настоящего издания. — 376.
          4. См. рецензию Фейербаха на «Историю философии» Гегеля во 2 томе настоящего издания. — 380.
          5. См. Гегель. Лекции по истории философии. Сочинения, т. X, стр. 406—447. — 381.
          6. Пиррол из Элиды (ок. 365—275 до п. э.)—древнегреческий философ, основатель школы скептицизма. — 382.
          7. Теократия — форма правления, при которой духовенству, служителям культа, непосредственно принадлежит и политическая власть. — 389.
<< | >>
Источник: Людвиг ФЕЙЕРБАХ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. СОБРАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ТРЕХ ТОМАХ ТОМ 3. АКАДЕМИЯ Н AVK СССР ИНСТИТУТ философии. ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕPAТУРЫ «Мысль » МОСКВА —1974. 1974

Еще по теме Отношение к Гегелю:

  1. Учение В. Гегеля
  2.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ  
  3. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции
  4. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
  5. Отношение к Гегелю
  6. Второе отношение мысли к объективности
  7. Отношения
  8. «Телеологическое отношение»
  9. Экономические отношения
  10. 3. Философский метод и система Г.В.Ф. Гегеля
  11. А.М.Блок ГЕГЕЛЬ: «ХИТРОСТЬ МИРОВОГО РАЗУМА»
  12. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ДИССЕРТАЦИЯ)
  13. § 3. Особенности охранительных гражданско-правовых отношений
  14. /. Философия права Гегеля
  15. Постмарксизм в Германии. Триумф Гегеля над Марксом
  16. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
  17. 5. Философия Гегеля
  18. Г.-В.-Ф ГЕГЕЛЬ