<<
>>

37. Первый закон природы: всякая вещь пребывает в том состоянии, в каком она находится, пока ее что-либо не изменит  

Из того, что Бог не подвержен изменениям и постоян&но действует одинаковым образом, мы можем также вы&вести некоторые правила, которые я называю законами природы и которые суть вторичные причины различных движений, замечаемых нами во всех телах, вследствие че&го они имеют большое значение.
Первое из этих правил таково: всякая вещь в частности продолжает по возмож&ности пребывать в одном и том же состоянии и изменяет его не иначе как от встречи с другими. Так, мы изо дня в день видим, что, если некоторая частица материи квадрат&на, она пребывает квадратной, пока не явится извне неч&то изменяющее ее фигуру; если же эта часть материи по&коится, она сама по себе не начнет двигаться. У нас нет так&же никаких оснований полагать, что, начав двигаться, она когда-либо прекратит это движение, если только не встре&тится что-либо замедляющее или останавливающее его. Отсюда должно заключить, что тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собою не оста&навливается. Но так как мы обитаем на Земле, устройство которой таково, что все движения, происходящие вблизи нас, быстро прекращаются, притом часто по причинам, скрытым от наших чувств, то мы с юных лет судим, будто эти движения, прекращающиеся по неизвестным нам при&чинам, прекращаются сами собой; мы и впоследствии весь&ма склонны полагать то же обо всех движениях в мире, а именно что движения естественно прекращаются сами собой, т. е. стремятся к покою, ибо нам кажется, будто мы это во многих случаях испытали. Однако это только ложное представление, явно противоречащее законам природы, ибо покой противоположен движению, а ничто по влече&нию собственной природы не может стремиться к своей противоположности, т. е. к разрушению самого себя.

38. Почему тело, которое мы подтолкнули рукой, продолжает двигаться и после того, как мы убираем руку

Мы изо дня в день видим подтверждение этого пер&вого правила на вещах, которым был дан толчок.

Ибо нет другой причины того, чтобы, раз отделившись от подтолк&нувшей их руки, они продолжали движение, кроме той, что, согласно законам природы, все однажды пришедшие в движение тела продолжают двигаться, пока это движе&ние не будет остановлено какими-либо встречными тела&ми. Очевидно, что воздух или иные текучие тела, среди которых вещи движутся, мало-помалу уменьшают ско&рость их движения. Что воздух оказывает сопротивление, можно ощущать даже рукой, если достаточно быстро ма&хать раскрытым веером; нет на Земле жидкого тела, ко&торое еще более явно, чем воздух, не сопротивлялось бы движению других тел.

39. Второй закон природы: всякое движущееся тело стремится продолжать свое движение по прямой

Второй закон, замечаемый мною в природе, таков: каж&дая частица материи в отдельности стремится продол&жать дальнейшее движение не по кривой, а исключитель&но по прямой, хотя некоторые из этих частиц нередко бы&вают вынуждены от нее отклоняться, встречаясь на своем пути с другими частицами, а также потому, что при вся&ком движении образуется круг, или кольцо, из всей одно&временно движущейся материи. Причина этого закона та же, что и предыдущего. Она заключается в том, что Бог неизменен и что он простейшим действием сохраняет дви&жение в материи; он сохраняет его точно таким, каково оно в данный момент, безотносительно к тому, каким оно могло быть несколько ранее. И хотя справедливо, что дви&жение не совершается в единое мгновение, тем не менее очевидно, что всякое движущееся тело определено к то&му, чтобы направлять свое движение по прямой линии, но отнюдь не по кривой. Так, например, камень А (рис. 5), вращаемый в праще ЕА по кругу ABF, в момент про-

хождения через точку А, конечно, вынужден двигаться в некотором направлении, а именно в направлении к С по прямой АС, если предположить, что прямая АС будет ка&сательной круга. Нельзя, однако, представить себе, чтобы камень должен был двигаться по кругу, ибо если он и при&шел из L к А по кривой, то мы все же не постигаем, чтобы в нем осталось что-либо от этой кривизны, когда он достиг точки А; опыт подтверждает это тем, что, как только ка&мень выходит из пращи, он прямо направляется к С, а ни&коим образом не к В.

Отсюда с очевидностью следует, что всякое тело, движущееся по кругу, постоянно стремится удалиться от центра описываемого им круга. Это мы сами чувствуем по своей руке, когда вращаем камень в праще. Камень натягивает веревку, стремясь отойти по прямой от нашей руки. Это соображение имеет настолько боль&шое значение и мы так часто будем им пользоваться в даль&нейшем, что к нему должно отнестись со всем внимани&ем; подробности будут изложены в свое время (см. ниже, ч. III, § 57 и 58).

40. Третий закон: если движущееся тело

встречает другое, более сильное тело, оно ничего не теряет в своем движении; если же оно встречает более слабое, которое оно может подвинуть, то оно теряет столько движений, сколько сообщает

Третий закон, замечаемый мною в природе, таков: если движущееся тело при столкновении с другим телом обла&дает для продолжения движения по прямой меньшей си&лой, чем второе тело — для сопротивления первому, то оно теряет направление, не утрачивая ничего в своем дви&жении; если же оно имеет большую силу, то движет это второе тело и теряет в своем движении столько, сколько сообщает второму телу. Таким образом, мы видим, что твер&дое тело, будучи брошено и ударившись о более твердое и плотное тело, отскакивает в том направлении, откуда шло, но не теряет ничего в своем движении; но если оно встречает на пути мягкое тело, оно сразу останавливает&ся, так как передает последнему свое движение. Все част&ные причины изменения частиц тела заключены в этом третьем законе, по крайней мере изменения телесные, ибо здесь мы не исследуем вопроса о том, могут ли ангелы и человеческие мысли двигать тела, а оставляем его до рас&смотрения в трактате о человеке, который я надеюсь 22

написать .

 

<< | >>
Источник: Декарт Р.. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1/Сост., ред., вступ, ст. В. В. Соколова.— М.: Мысль,1989.— 654 c.. 1989

Еще по теме 37. Первый закон природы: всякая вещь пребывает в том состоянии, в каком она находится, пока ее что-либо не изменит  :