<<
>>

ПОДРАЖАНИЕ (грамматика и философия). 

Подражанием называется искусственное воспроизведение предмета. Природа, которая слепа, не подражает; подражает только искусство. Если искусство подражает с помощью слов, подражание называется речью; последняя бывает ораторской или поэтической.
Если искусство подражает с помощью звуков, подражание называется музыкой. Если оно подражает с помощью красок, подражание называется живописью. Если оно подражает с помощью дерева, камня, мрамора или другого сходного материала, подражание называется скульптурой.

Природа всегда правдива; искусству только тогда грозит опасность уклониться от правды при подражании, когда оно удаляется от природы - либо из-за каприза художника, либо из-за невозможности достаточно к ней приблизиться. Искусство подражания, к какому бы роду оно ни принадлежало, имеет свое детство, свое состояние совершенства и свой период упадка. Те, которые создали искусство, не имели другого образца, помимо природы. Те, которые его совершенствовали, были, строго говоря, лишь подражателями первых. Если они не лишились в наших глазах имени гениальных людей, то только потому, что, оценивая достоинства произведения, мы ценим первенство в изобретении и трудность преодоленных препятствий меньше, чем степень совершенства и впечатление, вызываемое произведением. Есть в природе предметы, которые привлекают нас больше других; поэтому и подражание им, хотя оно может быть легче, чем подражание предметам, меньше нас привлекающим, вызывает у нас большой интерес. Суждения любителя и художника весьма различны между собой. Трудность в передаче некоторых произведений природы - вот что заставит художника остановиться в восхищении перед картиной. Любитель совсем не оценит этого достоинства подражания: оно граничит с технической стороной, которой он не знает. Его взгляд привлекут к себе более общеизвестные и обыкновенные качества. Подражание бывает точным или свободным. Тот, кто подражает природе со строгой точностью, есть историк природы. Тот, кто обрабатывает ее, преувеличивает, ослабляет, приукрашивает, распоряжается ею свободно, есть поэт природы. Во всех родах подражания можно быть историком или копировщиком. Но применение человеком какой-либо манеры письма или подражания делает его поэтом. Когда Гораций говорил подражателям: "О, imitatores, servum pecus"[70], он имел в виду не тех, которые избирают своим образцом природу, и не тех, которые, шествуя по стопам гениальных людей, своих предшественников, стремятся расширить область искусства. Тот, кто изобрел новый род подражания, - человек талантливый; тот, кто усовершенствовал уже изобретенный род подражания или достиг в нем высокого мастерства, - также человек талантливый.

 

<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме ПОДРАЖАНИЕ (грамматика и философия). :

  1. Русская юридическая школа XVIII в. и первые теоретики
  2. 1.1. Научные исследования моды как социально! о явления: специфика социологических подходов
  3. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА
  4. ДАВИД АНАХТ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
  5. ГЛАВА ПЯТАЯ
  6.   ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  7. ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В КЛАССИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ ДРЕВНОСТИ 
  8.   деформация образца: зарождение схоластики  
  9. ФИЛОСОФИЯ В БОГОСЛОВИИ
  10. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ
  11. ПОДРАЖАНИЕ (грамматика и философия). 
  12. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  13. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  14. Античная философия
  15. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  16. 6.4. НАУКИ О РЕЧИ В ЭПОХУ ПЕЧАТНОЙ СЛОВЕСНОСТИ И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (XVII—XX вв.)
  17. ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
  18. 6.2 Дескриптивная метафизика П.Ф.Стросона