<<
>>

§ 19. Понимание без созерцания

В свете нашей концепции будет совершенно понятным, как выражение может функционировать осмысленно и все же без иллюстрирующего созерцания. Те, кто помещает момент значения в созерцание, оказываются перед неразрешимой загадкой, если иметь в виду факт символического мышления.

Речь без созерцания была бы также для них бессмысленной. Однако поистине бессмысленная речь вообще не была бы речью, она была бы подобна шуму некоторой машины. Подобное происходит разве что при неосмысленном чтении выученных стихотворений, молитв и т. д. Однако это не затрагивает случаи, которые требуют здесь прояснения. Излюбленные сравнения с болтовней попугая или с гоготаньем гусей, известная цитата: «Коль скоро недочет в понятиях случится, их можно словом заменить»[36] и тому подобные обороты никоим об-

разом нельзя, как показывает трезвое рассмотрение, понимать в строгом смысле. Такие выражения, как лишенная смысла (urteilslos) или бессмысленная болтовня, все-таки можно и нужно интерпретировать аналогично выражениям: лишенный чувств, мысли, духовности человек и т. п. Под лишенной смысла болтовней мы понимаем, очевидно, не такую болтовню, когда смысл вообще отсутствует, но когда разговор не подкрепляется собственными и разумными соображениями. Даже «бессмысленность», понятая как абсурдность (противоречивость), конституируется в следующем смысле: к смыслу противоречивого (widersinnig) выражения принадлежит: иметь в виду объективно несовместимое.

Для противной стороны остается, впрочем, обратиться, как к прибежищу, к вынужденной гипотезе бессознательных, или неуловимых, созерцаний. В какой малой степени, однако, это может помочь, показывает нам действие фундирующего созерцания, там, где оно ощутимо наличествует. В несравнимом большинстве случаев созерцание совершенно несоразмерно интенции значения. Во всяком случае, это не составляет для нашей концепции никакого затруднения. Если значимость (Bedeutsamkeit) заключена не в созерцании, то речь, не сопровождаемая созерцанием, не должна быть поэтому неосмысленной. Если созерцание не состоялось, то при выражении (sc. в чувственном сознании выражения) остается как раз акт того же самого рода, как и тот, который в ином случае соотнесен с созерцанием и при соответствующих обстоятельствах опосредствует познание предмета. Таким образом, акт, в котором осуществляется придание значения (das Bedeuten), имеет место в одном и в другом случае5"4.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Логические исследования. Т. II. Ч. 1: Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект,2011. — 565 с.. 2011

Еще по теме § 19. Понимание без созерцания:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ». РУССКОЕ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО 
  3.   О ТОМ, ЧТО ПОНИМАНИЕ ТРОИЧНОСТИ В ЕДИНСТВЕ ВСЕ ПРЕВОСХОДИТ 
  4. О ВЕРШИНЕ СОЗЕРЦАНИЯ  
  5. § 19. Понимание без созерцания
  6. § 20. Мышление без созерцания и «представительствующая функция» знаков
  7. § 21. Соображения, принимающие во внимание з? необходимость — для прояснения значений и для познания основывающихся на них истин — вернуться к соответствующему созерцанию
  8. § 22. Различие в характере понимания и «качество знакомого»
  9. § 7 Понимание несамостоятельных значений как фундированных содержаний
  10. 1. Философия И.Канта: понимание человека и его отношение к миру
  11. Неотомизм: понимание Бога, мира, человека, общества
  12. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  13. 4.3. Логика понимания.
  14. Разум Эйдетический
  15. Государство в его новом понимании
  16. СОЗЕРЦАНИЕ
  17. Активность и пассивность в понимании великих мыслителей