<<
>>

ПРАВИЛО I 

Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и ис&тинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встре&чаются.

Таково обыкновение людей, что всякий раз, когда они замечают какое-либо сходство между двумя вещами, они в своих суждениях приписывают обеим даже в том, чем эти вещи различаются, то, что, как они узнали, является истинным для одной из них.

Так, неудачно сравнивая нау&ки, которые целиком заключаются в познании, присущем духу, с искусствами, которые требуют некоторого телес&ного упражнения и расположения, и видя, что один чело&век не в состоянии разом обучиться всем искусствам, но легче становится лучшим мастером тот, кто упражняется лишь в одном из них (ведь одни и те же руки не могут приспособиться к возделыванию земли и игре на кифаре или ко многим различным занятиям подобного рода столь же легко, как к одному из них), они думали то же самое и о науках и, отличая их друг от друга сообразно различию их предметов, полагали, что надо изучать каждую науку в отдельности, отбросив все прочие. В этом они безусловно обманывались. Ведь, поскольку все науки являются не чем иным, как человеческой мудростью, которая всегда пре&бывает одной и той же, на какие бы различные предметы она ни была направлена, и поскольку она перенимает от них различие не большее, чем свет солнца — от разнообра&зия вещей, которые он освещает, не нужно полагать умам какие-либо границы \ ибо познание одной истины не уда&ляет нас от открытия другой, как это делает упражнение в одном искусстве, но, скорее, тому способствует. И право, мне кажется удивительным, что многие люди дотошней&шим образом исследуют свойства растений, движения звезд, превращения металлов и предметы дисциплин, по&добных этим, но при всем том почти никто не думает о здравом смысле или об этой всеобщей мудрости, тогда как все другие вещи в конце концов следует ценить не столько ради них самих, сколько потому, что они что-то прибав&ляют к этой мудрости. И оттого не без основания мы вы- ставляєм это правило первым среди всех, ибо ничто так не отклоняет нас от прямого пути разыскания истины, как если мы направляем наши занятия не к этой общей цели, а к каким-либо частным.
Я говорю не о дурных и достой&ных осуждения целях, каковыми являются пустая слава или бесчестная нажива: ведь очевидно, что приукрашен&ные доводы и обманы, приноровленные к способностям толпы, открывают к этим целям путь гораздо более корот&кий, чем тот, который может потребоваться для прочного познания истинного. Но я разумею именно благородные и достойные похвалы цели, так как они часто вводят нас в заблуждение более изощренно, как, например, когда мы изучаем науки, полезные для житейских удобств или доставляющие то наслаждение, которое находят в созер&цании истинного и которое является почти единственным в этой жизни полным и не омраченным никакими печа&лями счастьем. Конечно, мы можем ожидать от наук этих законных плодов, но, если мы во время занятий помыш&ляем о них, они часто становятся причиной того, что мно&гие вещи, которые необходимы для познания других ве&щей, мы упускаем или потому, что они на первый взгляд кажутся малополезными, или потому, что они кажутся малоинтересными. И надо поверить в то, что все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других. Итак, если кто- либо всерьез хочет исследовать истину вещей, он не дол&жен выбирать какую-то отдельную науку: ведь все они связаны между собой и друг от друга зависимы; но пусть он думает только о приумножении естественного света разума, не для того, чтобы разрешить то или иное школь&ное затруднение, но для того, чтобы в любых случаях жизни разум (intellectus) предписывал воле, что следует избрать, и вскоре он удивится, что сделал успехи гораздо большие, чем те, кто занимался частными науками, и не только достиг всего того, к чему другие стремятся, но и превзошел то, на что они могут надеяться.
<< | >>
Источник: Декарт Р.. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1/Сост., ред., вступ, ст. В. В. Соколова.— М.: Мысль,1989.— 654 c.. 1989

Еще по теме ПРАВИЛО I :