Предварительные замечания
Сразу откажемся от мысли с разбега взять дедукцию категорий в «Критике чистого разума». Нам предстоит осторожно пробираться к ней. Это можно сделать, если удастся выявить обстоятельства возникновения самой проблемы трансцендентальной дедукции категорий в философии Канта.
Главный вопрос на этой стадии: почему в определенный период своего философского развития Кант стал рассматривать обоснование правомерности априорного применения категорий, т.е. их трансцендентальную дедукцию, в качестве необходимого компонента своей философии?Прежде всего выясним, когда Кант впервые осознал необходимость проведения трансцендентальной дедукции.
Вначале несколько слов о формальных особенностях дедукции. Трансцендентальная дедукция — в отличие от эмпирической, указывающей коренящиеся в опыте причины, помогающие осознать то или иное понятие (см. «Критика чистого разума» А 85 / В 117; здесь и далее ссылки на эту работу даются в соответствии с международной системой пагинации: А — первое издание, В — второе. «Критика» и другие произведения Канта цитируется по Юбилейному изданию сочинений Канта в 8 томах, М., 1994; перевод в ряде случаев изменен) — должна оправдать возможность априорного применения чистых понятий к предметам (там же), т.е. в частности, возможность априорного познания предметов с помощью категорий (В 168). Кант устанавливает, что объектами подобного познания могут быть только явления как предметы возможного опыта (А 92-93 / В 25-126; А 128-130). Конкретизируя цели дедукции, Кант замечает, что в дедукции должно быть показано, что категории суть априорные условия возможного опыта и его предметов. Лишь в этом случае будет объяснена возможность априорного познания предметов через категории (А 93 / В 126). Иными словами, дедукция призвана продемонстрировать необходимую связь между категориями как чистыми понятиями рассудка и явлениями как предметами возможного опыта (А 93—94 / В 126; А 129).
Перечисленные особенности дедукции позволяют довольно точно определить время возникновения самой проблематики дедукции у Канта. Впервые вопрос об объяснении возможности необходимого соответствия чистых понятий рассудка и предметов поставлен Кантом в знаменитом письме к М.Герцу от 21 февраля 1772 года. В письме Кант специально подчеркивает значимость и новизну этой проблемы — в диссертации 1770 года такой вопрос «обойден молчанием» (Кант И. Сочинения в 8 томах, М., 1994, Т. 8, С. 488; в дальнейшем — 8: 488).
Стало быть, время возникновения проблемы дедукции можно установить — приблизительно вторая половина 1771 года или начало 1772 года.
Используя письмо к Герцу в качестве ориентира, нам предстоит теперь установить, какими обстоятельствами сопровождалось и чем было вызвано осознание Кантом необходимости дедукции категорий. Начать целесообразно с воссоздания философского контекста, в котором произошло «зарождение» дедукции. В основном этот контекст формируется содержанием и идеями кантовской диссертации 1770 года «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». Разбору этого произведения будет в основном посвящен следующий параграф, при этом главное внимание мы уделим вопросам, имеющим точки соприкосновения с тематикой дедукции категорий: отношению чистых понятий к предметам, возможности априорного познания из чистого рассудка или разума, границам подобного познания и другим сходным проблемам. В то же время, говоря о философии Канта периода диссертации 1770 года, нельзя обойти вопросы о замысле и общей структуре диссертации. Кроме того, для уточнения некоторых моментов мы будем подключать к анализу черновые наброски, сделанные Кантом на полях учебника метафизики А.Баумгарте- на в 1769-1771 годах. При этом будет использоваться датировка этих фрагментов, осуществленная знаменитым немецким исследователем и издателем кантовских сочинений Э.Адикесом. Эта датировка давно признана самой надежной (хотя в последнее время на этот счет высказывается все больше критических соображений). К «маргиналиям» Канта разных лет и «разрозненным листам» его рукописей мы будем постоянно обращаться и в других частях книги.
2.