<<
>>

§ 87. Предварительные замечания

Нетрудно обрисовать специфику интенциональ- ного переживания в его всеобщности — мы все понимаем выражение «сознание чего-либо», особенно на показательных примерах. Тем труднее чисто и правильно схватить соответствующие ему феноменологические сущностные особенности.

Что такое наименование ограничивает широкое поле мучительных констатаций, притом констатаций эйдетических, это, если судить по литературе, до сих пор, кажется, недоступно большинству философов и психологов. И решительно ничего не достигается тем, что все говорят и все ясно усматривают: всякое представление сопрягается с представляемым, всякое суждение — с тем, о чем выносится суждение, и т. д. Или же тем, что нас, помимо этого, отсылают к логике, гносеологии, этике с множеством заключающихся в них очевидностей, характеризуя их все как относящиеся к сущности интенциональности. В то же время это очень простой прием — делать вид, будто феноменологическое учение о сущности существовало издревле, будто это только новое название старой логики и других, занимающих равное с ней положение дисциплин. Ибо, не постигнув своеобразия трансцендентальной установки и не освоив на деле поле чистой феноменологии,

7

ы

1 н "О CD

Итак, «сознание чего-либо» есть нечто разумею-              зо щееся само собою и, однако, в то же самое время нечто

в высшей степени непонятное. Первые попытки реф-              g

лексии уводят нас в лабиринт ложных дорог, и это лег-              |

ко рождает тот скепсис, который склонен отрицать              х

существование всей ЭТОЙ сферы СТОЛЬ неудобных Про-              35 "о

блем. Есть немало таких, кто закрывает себе доступ в              8\

эту сферу просто тем, что не может решиться пости-              ^

гать интенциональное переживание, например, пере-              ^

живание восприятия, в его присущей ему как таковому              |

сущности.

Они никак не могут добиться ТОГО, чтобы,              40 :

можно, конечно, повторять слово «феноменология», но от этого еще не начинаешь обладать ею. Кроме того, вовсе недостаточно просто переменить установку, например, просто выполнить феноменологическую редукцию, чтобы превратить чистую логику В 5 некое подобие феноменологии. Ибо отнюдь не лежит на поверхности, в какой мере выражается нечто действительно феноменологическое логическими, а равным образом и чисто онтологическими, чисто этическими и какими угодно априорными положениями, сколько ю бы их ни приводилось, и каким феноменологическим слоям принадлежит все это. Тут, напротив, заложены наитруднейшие проблемы, смысл которых естественным образом скрыт от всех тех, кто не имеет ни малейшего понятия о задающих меру фундаментальных is различениях. И на деле — если только дозволено мне судить по собственному опыту — труден и усеян колючками путь, что ведет от чисто логических усмотрений, от усмотрений семантических, онтологических, ноэтических, а также и от обычной нормативной и 20 психологической теории познания к постижению в подлинном смысле имманентно-психологических, а затем феноменологических данностей, и, наконец, ко всем тем сущностным взаимосвязям, которые делают для нас понятными трансцендентальные связи a prio- 25 ri. То же самое можно сказать и о пути, — где бы он для нас ни начинался, — который ведет нас от пред- amp; метных усмотрений к существенно принадлежащим § феноменологии.              о

сг

? CD

живя в восприятии, направлять свой наблюдающий и теоретизирующий взгляд не на воспринимаемое, но вместо этого на само же восприятие, или же на те особенности, какими отличается способ данности воспри- 5 нимаемого, и брать то, что предстает в имманентном анализе сущностей таким, каким оно'себя дает. Если же удается обрести верную установку, укрепив ее затем упражнением, а прежде всего если удается обрести мужество, для того чтобы, решительно отбросив ю предрассудки и нимало не печалясь обо всех перенятых и расхожих теориях, просто следовать за ясными сущностными данностями, то вскоре обнаруживаются прочные результаты, причем одинаковые у всех, разделяющих одну и ту же установку; появляются несом- 15 ненные возможности передавать увиденное другим, поверять описания, данные другими, вычленять в описаниях занесенные туда примеси пустого словесного мнения, соразмеряя описание с интуицией, отмечать в нем и отбрасывать ошибки, которые здесь возможны го точно так же, как и в любой сфере значимости. Однако теперь обратимся к самим вещам.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 87. Предварительные замечания: