§ 88. Реальные и интенциональные компоненты переживания. Ноэма
25
Если, как это и происходит всегда в наших раз- ^ мышлениях, мы устремимся к наиболее всеобщим раз- о_ личениям, которые можно схватить, так сказать, на
(D U
самом пороге феноменологии и которые определят, зо как нам методически поступать впредь, то тут, что 5 касается интенциональности, мы тотчас же наталки- ^ ваемся на одно весьма фундаментальное различение, m а именно — на различение реальных компонентов интенциональных переживаний и их интенционалъ- 35 ных коррелятову или же компонентов последних.
Мы коснулись этого различения уже в наших предварительных эйдетических соображениях, в разделе третьем[64]. Оно позволило нам тогда прояснить специ- фическое бытие феноменологической сферы на переходе от естественной к феноменологической установке. Однако тогда не могло быть и речи о том, что это различение приобретает радикальное значение внутри самой этой сферы, т. е. в рамках трансценден- 5 тальной редукции, обусловливая всю проблематику феноменологии. Итак, с одной стороны, мы должны различать те части и моменты, какие мы обретаем в реальном анализе переживания, причем мы с переживанием обращаемся, как с любым другим предметом, ю задавая вопрос о его частях или несамостоятельных, реально составляющих его моментах. Но, с другой стороны, интенциональное переживание есть сознание чего-либо, и таково оно по своей сущности, как воспоминание, суждение, воля и т. д., а потому мы 15 можем спрашивать, о чем тут сказать по мере сущности этого «чего-либо».Любое интенциональное переживание благодаря своим ноэтическим моментам есть именно переживание ноэтическое; это означает, что сущность его в 20 том, чтобы скрывать в себе нечто, подобное «смыслу», скрывать в себе даже и многогранный смысл и затем, на основе такого наделения смыслом и воедино с этим, осуществлять иные свершения, которые именно благодаря такому наделению смыслом и делаются is «осмысленными».
Вот примеры таких ноэтических ' моментов: направленность взгляда чистого «я» на тот предмет, который благодаря наделению смыслом подразумевается, имеется в виду, мнится «я», на тот предмет, который «у него на уме»; затем схватыва- зо ниє и фиксация такого предмета, между тем как взор уже обратился к другим предметам, вступившим в его «мнение»; равным образом деятельность эксплицирования, сопряжения, совместного схватывания, занятия многообразных позиций веры, предполагания, 35 оценивания и т. д. Все это можно обрести в соответствующих переживаниях, всегда построенных весьма по-разному и переменчивых внутри себя. Однако, как бы ни указывал этот ряд показательных моментов на реальные компоненты переживаний, он одновремен- 40но указывает — благодаря «смыслу» — на компоненты нереальные.
Многообразным датам" реального, ноэтического наполнения всегда отвечает многообразие дат коррелятивного «ноэматичекого наполнения», дат, подтверждаемых в действительно чистом интуирова- нии, — говоря коротко, это даты «ноэмы» — термин, который мы, начиная с этого момента, будем употреблять постоянно.
Восприятие, к примеру, обладает своей ноэмой, на нижней ступени — смыслом восприятия[65], т. е. воспринимаемым как таковым. Подобно этому всякое воспоминание обладает воспоминаемым как таковым, именно как своим, точно так же, как в нем есть «подразумеваемое» и «сознаваемое»; суждение, в свою очередь, обладает как таковым тем, о чем выносится суждение, удовольствие — тем, что доставляет удовольствие, и т. д. Ноэматический коррелят, который именуется здесь (в чрезвычайно расширительном значении) «смыслом», следует брать точно так, как «имманентно» заключен он в переживании восприятия, суждения, удовольствия и т. д., т. е. точно так, как он предлагается нам переживанием, когда мы вопрошаем об этом чисто само переживание.
Как понимаем мы все это, станет совершенно ясно после выполнения показательного анализа, который мы намерены совершать в чистом интуировании.
Предположим, что мы с удовольствием смотрим в саду на цветущую яблоню, на свежую зелень травы ит. д.
Очевидно, что восприятие и сопровождающее его удовольствие — не то же самое, что воспринимается и доставляет удовольствие. При естественной установке яблоня есть для нас нечто сущее в трансцендентной пространственной действительности, а восприятие, равно как удовольствие, — психическое состояние,свойственное реальным людям. Между одним и другим реальным, между реальным человеком, его реальным восприятием и реальной яблоней существуют реальные отношения. В иных случаях при такой ситуации переживания говорят: это восприятие — «просто галлюци- 5 нация», воспринимаемое, т.е. вот эта яблоня перед нами, вовсе не существует в «действительной» реальности. Тогда реальное отношение, которое раньше подразумевалось как действительно существующее, нарушается. Остается одно восприятие; нет ничего ю действительного, с чем бы оно сопрягалось.
Теперь же мы переходим в феноменологическую установку. Трансцендентный мир получает свои «скобки», мы осуществляемёяохп в отношении действительности. Мы спрашиваем теперь о том, что по is мере сущности обретается в комплексе ноэтических переживаний восприятия и оценивания (как удовольствия). Вместе со всем физическим и психическим миром действительное существование реального отношения между восприятием и воспринимаемым заклю- 20 чено в скобки, и тем не менее, очевидно, осталось отношение между восприятием и воспринимаемым (как и между удовольствием и тем, что доставляет удовольствие), отношение, которое достигает сущностной данности в «чистой имманентности», а имен- is но чисто на основе подвергшегося феноменологиче- I ской редукции переживания восприятия и удовольствия, каким входит переживание в трансцендентальный поток переживаний. Вот это положение дел и должно занимать нас теперь, положение дел чисто феномено- зо логическое. Может случиться так, что феноменологии будет что сказать, и, вполне вероятно, весьма немало, и относительно галлюцинаций, иллюзий, вообще ложных восприятий, — однако очевидно, что все подобное при той роли, какую оно играло при естест- 35 венной установке, подлежит сейчас феноменологическому заключению в скобки.
Сейчас, вопрошая восприятие, да и любую продолжающуюся, длящуюся взаимность восприятий (как если бы мы ambulando — прогуливаясь — рассматривали цветущее дерево), мы 40
не обращаемся к ним с вопросами подобного рода: соответствует ли им что-либо в «самой» действительности. Нам не приходится производить тех «перечеркиваний», какие иной раз бывают мотивированы взаи- 5 мосвязью опыта и выражаются как раз словами вроде «иллюзии» и т. д. — мы не имеем пра'ва полагать ни бытия, ни небытия в самой действительности (ни полагать, ни даже «принимать» их). Ведь эта действительность не налична для нас сейчас по мере сужде- ю ния, и не налично ничто, что требовало бы такого по- лагания или «принимания» как полагаемая или «принимаемая» действительность. И тем не менее все остается, так сказать, как было. И подвергшееся феноменологической редукции переживание восприя- 15 тия по-прежнему остается восприятием «вот этой цветущей яблони в этом саду и т. д.», и точно так же подвергшееся редукции удовольствие остается удовольствием, доставляемым все тем же. Яблоня не утратила ни малейшего нюанса из всех тех моментов, ка- 20 честв, характерных свойств, с какими являлась она в этом восприятии, с какими выступала она «в» этом удовольствии,— «красивая», «чудесная» и т.п.
При феноменологическом восприятии мы можем и должны ставить вопрос о сущности: что есть «вос- 25 принимаемое как таковое», какие сущностные моменты скрывает оно в себе самом, будучи вот этой ^ ноэмой восприятия. Мы получаем ответ, когда мы со всей чистотой отдаемся тому, что по мере сущности у дает, мы можем адекватно, с полнейшей очевидно- зо стью, описывать «являющееся как таковое». Иное 5 выражение для всего этого: «описывать восприятие в ^ ноэматическом аспекте ». m