<<
>>

§ 17 Интенциональное содержание в смысле интенционального предмета

Первое понятие интенционального содержания не требует какой-либо обстоятельной подготовительной работы. Оно относится к определенному интенциональному предмету — например, если мы представляем дом, именно к этому дому.

То, что ин- тенциональный предмет вообще не попадает в реальное (reell) содержание соответствующего акта, а наоборот, целиком и полностью от него отличается, мы уже рассмотрели. Это имеет силу не только для актов, которые относятся к «внешним» вещам, но частично также для актов, которые интенционально относятся к собственным, имеющим место [в данный момент] переживаниям: как если я, например, говорю о своих переживаниях, которые действительно имеют место в настоящий момент, но принадлежат заднему плану сознания. Только в тех случаях появляется частичное совпадение (Deckung), где интенция действительно приближается к тому, что переживается в самом интенциональ- ном акте, как, например, в акте адекватного восприятия.

В отношении интенционального содержания, понятого как предмет акта, нужно различать следующее: предмет как он интендирован и просто предмет, который интен- дирован. В каждом акте предмет «представлен» как так-то и так-то определенный, и именно как таковой он выступает в том или ином случае как пункт назначения меняющихся интенций: судящей, чувствующей, желающей. Внешние по отношению к самому реальному (reell) составу акта (действительные и возможные) связи познания могут, однако, — благодаря тому способу, каким они смыкаются в единство интенции, — придать тождественно представленному предмету объективные свойства, которые совершенно не затрагиваются интенцией данного акта; соответственно, могут возникнуть многообразные новые представления, и все они, именно благодаря объективному единству познания, могут притязать на то, что они представляют один и тот же предмет. Тогда во всех них предмет, который интендирован, тот же самый, однако в каждом [представлении] интенция различна, каждое представление имеет в виду предмет иным образом.

Так, например, представление кайзер Германии представляет свой предмет как кайзера, причем как нынешнего кайзера Германии. Сам этот кайзер — сын кайзера Фридриха III, внук королевы Виктории и обладает еще многими не названными и не представленными здесь свойствами. Таким образом, относительно данного представления можно было бы говорить совершенно последовательно об интенциональном и внеинтенциональном содержании его предмета; все же и без особой терминологии можно

подобрать некоторые подходящие и ясные выражения, например «интендированное в предмете» и т. д.

С этим только что рассмотренным различием связано еще другое и более важное, а именно: различие между предметностью, на которую направлен акт, взятый цели- 5 ком и полностью, и предметами, на которые направлены различные частичные акты, составляющие этот акт. Каждый акт относится интенционалыю к одной принадлежащей ему предметности. Это верно как для простых, так и для составных актов. К а к и м бы образом ни был составлен ю акт из частичных актов, если это вообще акт, то он имеет свой коррелят в одной предметности. И последняя — это то, о чем мы в полном и первичном смысле говорим, что акт к ней относится. Даже частичные акты (если это действительно не просто вообще части актов, но акты, которые 15 вплетены в сложные акты как части) относятся к предметам; последние не могут в общем быть тождественными с предметом целого акта, хотя при случае они могут быть таковыми. Естественно, что определенным образом и о целом акте можно сказать, что ОН ОТНОСИТСЯ К ЭТИМ предметам, НО ЭТО верно ТОЛЬКО все же В не- 20 котором вторичном смысле; только в той мере его интенция достигает их, в какой он выстраивается из актов, которые первично их интендируют. Или, если посмотреть с другой стороны: они только в той мере его предметы, в какой они способствуют кон- ституированию его собственного предмета. Они функционируют 25 как, скажем, соотносительныеточки отношений (Beziehungspunkte von Beziehungen), посредством которых первичный предмет представлен как коррелятивная точка отношений.

Например, акт, который соответствует имени нож на столе, несомненно, составной. Предмет совокупного акта есть нож, предмет частичного зо акта есть стол. Поскольку, однако, первый акт подразумевает нож как имеющий место именно на столе, т. е. представляет его как находящийся в этом положении по отношению к столу, можно также сказать во вторичном смысле, что стол есть интенцио- нальный предмет целого номинативного (nominal) акта. И опять- 35 таки, — чтобы проиллюстрировать другой важный класс случаев — хотя в утверждении нож лежит на столе нож — это предмет, «о» котором нечто утверждается и «о» котором нечто высказывается, однако он все же не первичный предмет, а именно, не полный предмет суждения, НО ТОЛЬКО предмет субъекта суждения. 40 Всему суждению в целом соответствует в качестве полного и целого предмета обсуждаемое положение дел, которое, как тождественное, может быть представлено в простом представлении, желаться в желании, о котором может быть спрошено в вопросе, которое в сомнении может быть подвергнуто сомнению И Т. Д. 45

В этом аспекте созвучное суждению желание нож должен лежагпъ на столе хотя и относится к ножу, но в нем я желаю не нож, но то, чтобы нож лежал на столе, чтобы так обстояло дело. И это положение дел нельзя смешивать с соответствующим суждением или даже с представлением суждения — я ведь желаю не суждение или какое-то представление. Точно так же соответствующий вопрос относится к ножу, но спрашивается не о ноже (что вообще не имеет смысла), но о том, лежит ли нож на столе, спрашивается, так ли это.

Пока достаточно о первичном смысле, в котором говорится об интенциональных содержаниях. Принимая во внимание многозначность этих выражений, лучше всего, если во всех случаях, где имеется в виду интенциональный предмет, мы будем говорить не вообще об интенциональном содержании, но именно об интен- циональном предмете соответствующего акта.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Логические исследования. Т. II. Ч. 1: Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект,2011. — 565 с.. 2011

Еще по теме § 17 Интенциональное содержание в смысле интенционального предмета:

  1. § 36. Интенциональное переживание. Переживание вообще
  2. § 1 29. «Содержание» и «предмет»; содержание как «смысл»
  3. § 1 30. Ограничивание сущности «ноэматический смысл»
  4. "О § 1 35. Предмет и сознание. Переход к феноменологии разума
  5.   Валерий Суровцев ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ 
  6. § 14. Содержание как предмет, как осуществляющий смысл и как смысл, или значение, как таковые
  7. § 23. Осмысленные высказывания о внимании относятся ко всей сфере мышления, а не только к сфере созерцания
  8. § 41. Разделение понятий, которые группируются вокруг понятия несамостоятельного содержания
  9. § 3. Неотделимость несамостоятельных содержаний
  10. § 10. Дескриптивная характеристика актов как интенциональных переживаний
  11. §15. Могут ли переживания одного и того же феноменологического рода (и в особенности рода «чувство») частично быть актами, а частично не актами
  12. § 17 Интенциональное содержание в смысле интенционального предмета
  13. § 19. Функция внимания в сложных актах. Феноменологическое отношение между звучанием слова и смыслом как пример
  14. § 21. Интенциональная и сопряженная со значением (bedeutungsmaBig) сущност
  15. §39. Представление в смысле объективирующего акта и модификация его качества
  16. § 44. «Представление»
  17. ДЕСКРИПЦИЯ И МЕТОД. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ИЗДАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИДЕИ ЧИСТОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  18. «СУЩНОСТНЫЕ РАЗЛИЧЕНИЯ» I ИССЛЕДОВАНИЯ
  19. 4.3.2 Интенциональное отношение «единичного предложения существования»
  20. ХРОНОЛОГИЯ МИФА Субъективность как нехватка времени. Симулякр времени.