<<
>>

§ 36. Интенциональное переживание. Переживание вообще

Сколь бы полным ни было изменение, претерпеваемое переживаниями актуального сознания при пе- 40 реходе в неактуальность, модифицируемые пережи- вания все же сохраняют значительное родство с исконными по их сущности.

Ведь от сущности любого актуального cogito неотделимо то, что оно есть сознание чего-либо. Но, согласно всему изложенному выше, модифицированная cogitatio это тоже созна- s ниє у причем сознание того же самого, что и соответствующее немодифицированное сознание. Итак, всеобщее существенное свойство сознания сохраняется и в его модификации. Все переживания с такими существенными свойствами называются также и ю «интенцгюнальными переживаниями » (актами в том наиболее широком смысле, какой придан им в «Логических исследованиях»); поскольку же они суть со- знавания чего-либо, говорится, что они «интенцио- нально сопряжены » с этим чего-либо.              15

При этом следует хорошенько заметить себе, что сейчас речь не идет о сопряжении чего-либо психоло- гически-происходящего — именуемого переживанием — с неким иным реальным бытием по имени «предмет», или же о каком-либо психологическом 20 сочетании того и другого, какое имело бы место в объективной действительности. Напротив, речь идет о переживаниях исключительно по их сущности, или же о чистых сущностях, и о том, что с безусловной необходимостью заключено, «а priori», в сущ- 25 ностях.              I

Что переживание — это переживание чего-либо, например, вымысел — это вымысел кентавра, а восприятие— восприятие «реального» предмета, суждение — суждение о соответствующем положении 30 дел и т. д., — все это относится не к переживаемому факту в мире, в особенности в фактической психологической взаимосвязи, а относится к чистой сущности, постигаемой через идеацию просто как идея. В сущности переживания заключено не только то, 35 что оно есть сознание, но и то, чего сознание оно есть, а также, в каком определенном или неопределенном смысле оно есть это.

Тем самым и в сущности неактуального сознания заключено то, в какого рода cogita- tiones следует переводить его посредством обсуждав- 40

-©-

О и о с; х

-е-

gt;х

2

U (D

шейся выше модификации, какую мы называем «обращением принимающего к сведению взора на прежде не принимавшейся к сведению».

о с;

  1. х
  • о х (D

    Под переживаниями в предельно широком смысле 5 слова мы разумеем все и всякое, что трлько обретается в потоке переживания, стало быть, не одни интен- циональные переживания, актуальные и потенциальные cogitationes, взятые во всей их конкретизации, но и вообще любые реальные моменты, что обретаются в ю этом потоке и его конкретных частях.

    х

    х |_

    о с;

    1. х
  • о х о

    -е-

    Нетрудно усмотреть, что не всякий реальный момент конкретного единства интенционального переживания сам по себе обладает основополагающим характером интенциональности, т. е. свойством is быть «сознанием чего-либо ». Так, к примеру, все данные ощущения, играющие столь значительную роль в перцептивных созерцаниях вещей. В переживании восприятия вот этого листа белой бумаги, конкретнее же в его компоненте, сопряженном с качеством «бе- 20 лизна бумаги», мы путем подобающего поворота своего взгляда обретаем данное в ощущении «белое». Это белое есть нечто неотделимо принадлежное сущности конкретного восприятия — принадлежное в качестве реальной конкретной составной. Это данное 25 как предлагающее себя содержание являющейся белизны бумаги выступает как носитель интенциональности, однако само по себе оно не есть сознание чего либо. Это же верно и относительно других данных 8 переживания, так, например, относительно так назы- ^ зо ваемых чувственных эмоций. Об этом мы еще будем 5 подробнее говорить в дальнейшем.

    << | >>
    Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

    Еще по теме § 36. Интенциональное переживание. Переживание вообще: