§ 54. Продолжение. Трансцендентное психологическое переживание случайно и относительно, трансцендентальное переживание необходимо и абсолютн
5
Представим себе, что мы осуществляем естественные апперцепции, однако они постоянно оказываются недействительными, перечеркиваются дальнейшим ходом опыта, не допускают непротиворечивых взаимосвязей, в которых могли бы конституироваться для нас ю единства опыта; другими словами, помыслим себе, в смысле вышеизложенного12, что вся природа, прежде всего физическая, «уничтожена», — тогда не было бы уже тел, а тем самым и людей.
Я как человек уже не существовал бы, и тем более для меня не существовали бы 15 ближние. Однако мое сознание, как бы ни изменился состав его переживаний, продолжало бы оставаться абсолютным потоком переживаний со своей особой сущностью. Если бы при этом в остатке оказывалось еще нечто такое, что позволяло бы нам понимать пере- 20 живания как «состояния» такого-то человеческого «я», в смене которых изъявляют себя тождественные психические свойства человека, то мы можем помыслить себе, что и у этих постижений отнята их бытийная значимость, — тогда они останутся у нас как чистые 25 переживания. Но если мы с самого начала редуцируем ' к трансцендентально чистому, то у нас и в нормальном случае значимости останутся конституирующие многообразия интенциональных форм, их конституирующие — чистые переживания. Психические состояния зо тоже указывают на упорядочивания абсолютных переживаний, в которых они конституируются, в которых они принимают интенциональную, а по ее способу трансцендентную, форму— «состояние ».
Безусловно мыслимо и бесплотное, а также, 35 сколь бы парадоксально это ни звучало, и бездушное, не одушевляющее человеческую телесность сознание, т. е. такой поток переживания, в котором
х
с;
не конституировались бы интенциональные един- -g- ства опытного постижения — тело, душа, эмпириче- $ ский «я»-субъект, в котором для всех этих понятий опыта, а тем самым и для понятия переживания в психологическом смысле (переживания объективно
gt;х
2 реальной личности, животного «я»), не было бы ни-
ф
т
о с; О х Ф
о реживания, отмеченных определенной сущностной
какой опоры, в котором они во всяком случае были бы лишены всякой значимости. Любые эмпирические единства, а стало быть, и психологические пережи- ю вания — показатели абсолютных взаимосвязей пе-
X
ф
-е-
устроенностью, — наряду с ними мыслимы и совсем иные устроенности; любые эмпирические единства в одинаковом смысле трансцендентны, лишь относи- о is тельны, случайны.
Нужно убедиться в том, что само ? собой разумеющаяся уверенность, с которой любое % собственное и чужое переживание принимается, по х мере опыта, за психологическое и психофизическое -©- состояние животных субъектов — принимается с Ъ 20 полным правом! — все же ограничено в указанном У асцекте; необходимо убедиться в том, что эмпирическому (реальному психологическому) переживанию человека в мире, как предпосылка его смысла, противостоит абсолютное переживание, что сказан- 25 ное — не метафизическая конструкция, но нечто при своей абсолютности вполне доказуемое и доступное в прямом созерцании благодаря соответствующе- о. му изменению установки. Необходимо убедиться в у том, что психическое вообще в смысле психологии, зо что психическая личность, психические свойства, 5 переживания и состояния — это реальные, т. е. эм- ^ пирические в указанном смысле слова единства, что m они, как и реальности любого вида и любой ступени, суть просто единства интенциональной «кон- 35 ституированности» — подлинно существующие в их собственном смысле: их можно созерцать, постигать в опыте, научно определять на основе опытного постижения— и все же они «только интенциональны» и тем самым лишь «относительны». Полагать же их 40 сущими в абсолютном смысле противосмысленно.