<<
>>

§ 30. Содержание выраженного переживания в психологическом смысле и его содержание в смысле единого значения


Сущность значения мы усматриваем не в переживании, которое придает значение, но в его «содержании», которое представляет собой тождественное интенциональное[44] единство в противоположность рассеянному многообразию действительных или возможных переживаний говорящего и мыслящего.
«Содержа- 5 ние» соответствующих переживаний значения в этом идеальном смысле совершенно не является тем, что под содержанием понимает психология, а именно какой-либо реальной (real) частью или стороной переживания. Если мы понимаем имя — все равно, называет ли оно индивидуальное или общее, физическое или психи- ю ческое, существующее или несуществующее, возможное или невозможное — или если мы понимаем высказывание — все равно, истинно или ложно оно по содержанию, непротиворечиво или абсурдно, высказано ли оно в суждении или вымышлено, тогда то, что означает то или иное выражение (одним словом, значе- is ние, которое составляет логическое содержание и в чисто-логическом контексте обозначается как представление или понятие, как суждение или положение и т. д.), не представляет собой ничего такого, что могло бы в реальном смысле считаться частью соответствующего акта понимания. Естественно, это пережива- 20 ние также имеет свои психологические компоненты, оно есть содержание и состоит из содержаний — в обычном психологическом смысле. Сюда относятся прежде всего чувственные составные части переживания, явления слова в их чисто визуальных, акустических, моторных содержаниях, а затем и акты предмет- 2s ного толкования, которые располагают эти слова в пространстве и времени. Психологический состав, как известно, весьма многообразен в этом отношении и существенно меняется от индивида к

В споре с одной распространенной концепцией мы установииндивиду; подобным же образом он меняется, однако, и для одного и того же индивида в различное время, и притом в отношении к «одному и тому же» слову. То, что я представляю слова, сопровождающие и подкрепляющие мое безмолвное мышление, 5 и каждый раз воображаю, что мой голос произнес эти слова, то, что при этом появляются иногда буквы, записанные мною стенографически или нормальным образом и т. п., — это все мои индивидуальные свойства, и они принадлежат только психологическому содержанию моего представления как переживания, ю К содержанию в психологическом смысле принадлежат далее многообразные и дескриптивно не всегда легко схватываемые различия в отношении типологического свойства акта, который составляет субъективную сторону мысли (Meinung), или понимания. Если я слышу имя Бисмарк, то для понимания этого слова в is его едином значении совершенно безразлично, представляю ли я этого великого человека в мягкой шляпе и пальто или в мундире кирасира, создаю ли я тот или иной его образ в фантазии. Ведь само обстоятельство, присутствуют или нет образы фантазии — наглядные или косвенно оживляющие сознание значения, — соа не в более или менее полных, более детальных или менее детальных наглядных образах, которые могут присоединяться к ней, 25 осуществляя ее. Как только они появляются, они тесно переплетаются с интенцией значения; и отсюда понятно, что единое переїв живание осмысленно функционирующего выражения, рассматриваемое от случая к случаю, также обнаруживает на стороне значения немало психологических различий, в то время как его зо значение все же остается неизменным. Мы также показали73, что ^ этой самотождественности (Selbigkeit) значений действительно g соответствует в соотнесенных с ней актах нечто определенное, что, следовательно, то, что мы называем интенцией значения, не щ обладает некоторым лишенным различий характером, диффе- ^ 35 ренцирующимся лишь благодаря связи с осуществляющими со- $ зерцаниями, следовательно, внешним образом. Скорее к различным значениям, или, соответственно, к выражениям, функционирующим с различными значениями, принадлежат содержательно по-разному характеризуемые интенции значения; тогда 40 как все выражения, понятые как равные по смыслу, снабжены той же самой интенцией значения как некоторым тождественно определенным характерным психическим свойством. И благодаря ему так сильно различающиеся по своему психологическому

содержанию переживания выражений становятся переживаниями того же самого значения. Само собой разумеется, колебание акта придания значения обусловливает здесь определенные ограничения, которые ничего не меняют в существе дела.
<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Логические исследования. Т. II. Ч. 1: Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект,2011. — 565 с.. 2011

Еще по теме § 30. Содержание выраженного переживания в психологическом смысле и его содержание в смысле единого значения:

  1. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  2. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАГОГО ТЕЛА И ПОРТРЕТ
  3. О ФОРМЕ ДУШ
  4. ФАУСТОВСКОЕ И АПОЛЛОНОВСКОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ
  5. 6.1. Психологические особенности "технического мышления"
  6. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В МАРКСИСТСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ 
  7.   ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО БАЛЛЫ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ
  8.   ПРОСТРАНСТВО  
  9. §11. Идеальные различия: прежде всего 40 между выражением и значением как идеальными единствами
  10. § 26. Сущностно окказиональные (okkasionelle) и объективные выражения
  11. § 29. Чистая логика и идеальные значения
  12. § 30. Содержание выраженного переживания в психологическом смысле и его содержание в смысле единого значения
  13. «СУЩНОСТНЫЕ РАЗЛИЧЕНИЯ» I ИССЛЕДОВАНИЯ
  14. и. п. и л ь и нР. УЭЛЛЕК и ЕГО НЕОПОЗИТИВИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КРИТИКИ
  15. Ницшеанское отрицание теодицеи и смысла дихотомии «добра» и «зла» в религиозно-философской традиции
  16. 2. Первобытное сознание
  17. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ