<<
>>

§ 89. Высказывания ноэматические и высказывания 35 о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция

Ясно, что все эти описательные высказывания, будь они даже тождественны высказываниям отно- 40 сительно действительности, на деле уже испытали

решительную модификацию смысла, подобно тому как и само описываемое, хотя оно и дает себя «точно так, как прежде», стало решительно иным, так сказать, путем перемены знака на противоположный.

«Внутри» подвергшегося редукции восприятия 5 (в феноменологически чистом переживании) мы, как совершенно неотмыслимое от такого восприятия, обретаем воспринимаемое как таковое; выразить мы это можем так: «материальная вещь», «дерево», «цветущее» и т. д. Очевидно, что кавычки наделены ю здесь значением, — они-то и выражают перемену знака на противоположный и соответствующую решительную модификацию значения слов. Само дерево, вещь природы, не имеет ничего общего с этой воспринятостью дерева как таковой, каковая как 15 смысл восприятия совершенно неотделима от соответствующего восприятия. Само дерево может сгореть, разложиться на свои химические элементы и т. д. Смысл же — смысл этого восприятия, нечто неотделимое ОТ его сущности, — не может сгореть, В 20 g нем нет химических элементов, нет сил, нет реальных ^ свойств.

Все присущее переживанию чисто имманентно и после Произведенной редукции, все неотмыслимое ОТ 1с него, каково оно в себе, все ео ipso переходящее При 25 эйдетической установке в эйдос — все это отделено ОТ любой Природы И физики И, не менее ТОГО, ОТ ПСИ- оэ хологии глубочайшей пропастью, — и даже это сравнение в духе натурализма недостаточно ярко, чтобы о показать существующее тут различие.              зо -

Что разумеется само собою, смысл восприятия ф принадлежит тоже и к восприятию, не подвергшему- g ся феноменологической редукции (восприятию в пси- | хологическом смысле). Сейчас можно попутно прояс- х НИТЬ И ТО, ЧТО феноменологическая редукция может 35 "о приобретать полезную для психолога методическую В\ функцию, а именно, фиксируя ноэматический смысл в g резком отграничении его от самого предмета, она 3 позволяет распознать все неотделимо принадлежа- | щее ЧИСТО психологической сущности интенциональ- 40

ного переживания, которое в таком случае будет пониматься как реальное.

Однако как при психологической, так и при феноменологической установке необходимо твердо помнить, что «воспринимаемое» не заключает в себе как смысл воспринимаемого ничего (причина, почему ему нельзя ничего приписывать и на основе «косвенных источников»), кроме того, что «действительно является» в являющемся по мере восприятия, причем в том именно модусе, в том способе данности, в какой являющееся и осознается в восприятии. На этот имманентный восприятию смысл всегда может быть направлена специфическая рефлексия, и феноменологическое суждение обязано верно следовать тому и только тому, что охватывается ею, находя для этого адекватное выражение.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 89. Высказывания ноэматические и высказывания 35 о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция: