предицируемые чувственному объекту — в качестве действительных, а не просто ноэматически модифицируемых, предикабилий. Эти предложения обретут дополнительную яс- зо ность, когда мы ознакомимся с новыми ноэматиче- скими сферами. ^ § 106. Утверждение и отрицание, их ноэматические корреляты
Отклонение, а также аналогичное таковому согласие, — вот и еще одна новая модификация с обратной сопряженностью, причем при известных обстоятельствах относящееся к высшей ступени благо- 40 даря своей сущностной интенциональной обратной
сопряженности с любыми модальностями верования.
Более специально это отрицание и утверждение. Любое отрицание есть отрицание чего-то, а это что-то отсылает нас к какой-либо модальности верования. Итак, ноэтически отрицание есть «модификация» какой-либо «позиции»; что означает— не негация аффирмации, а негация какого-либо «полагания» в расширенном смысле: какой-либо модальности верования.Новое ноэматическое свершение этой модификации — это «перечеркивание » соответствующей пози- циональной характеристики, специфический ее коррелят — это характеристика перечеркивания, характеристика «нет». Черта негации зачеркивает нечто позициональное, конкретнее же некое «положение »у причем в силу перечеркивания его специфического характера положения, т. е. ее бытийной модальности. Вместе с этим и именно поэтому сама характеристика и само положение пребывают здесь в качестве «модификации» чего-то иного. То же самое иначе: благодаря преобразованию простого сознания бытия в соответствующее сознание негации в ноэме из простой характеристики «сущее» делается «несущее».
Аналогично из «возможного», «вероятного», «стоящего под вопросом» делается «невозможное», «невероятное», «не стоящее пол вопросом». А вместе с этим модифицируется вся ноэма, все «положение», взятое в конкретной ноэматической полноте.
И точно так, как негация — говоря образно — перечеркивает, так аффирмация «подчеркивает », она «подтверждает » — «соглашаясь » — такую-то позициюу вместо того чтобы «снимать» ее подобно негации. Это тоже дает ряд ноэматических модификаций — в параллель модификациям перечеркивания, что не приходится сейчас далее прослеживать.
Мы отвлекались до сих пор от своеобразия «выбора позиции» чистым Я — таковое при отклонении, в особенности же при отклонении отрицающем, «обращается » против отклоняемого, против подлежащего перечеркиванию бытия, — подобно тому как при ут- верждении она склоняется к утверждаемому, направляется wa него.
Эта дескриптивная сторона положения дел не может не замечаться, и она нуждается в особых анализах. 5 Равным образом следует учитывать и то обстоятельство, что, по мере вложенности интенциональ- ностей друг в друга, возможны соответственно различные направления взгляда. Мы можем жить в неги- рующем сознании, — другими словами, «совершать» 10 негацию; тогда взгляд Я направлен на то, что претерпевает перечеркивание. Однако мы можем направить свой взгляд как взгляд схватывающий и на перечеркиваемое как таковое — на снабженное чертой, — тогда это последнее начинает пребывать здесь в качест- 15 ве нового «объекта», причем пребывать в простом доксическом прамодусе «сущее». Новая установка не порождает новый бытийный объект, и в «совершении» отклонения тоже сознается отклоняемое в характеристике его перечеркнутости; однако лишь с 20 новой установкой такая характеристика становится предицируемым определением ноэматического смыслового ядра. То же самое относится, естественно, и к аффирмации.Итак, задачи феноменологического анализа сущ- 25 ности лежат и в этом направлении[69].