<<
>>

§ 30. Интерпретация «простого представления» как того, что тождественно при понимании слова и утверждения

Нашему сомнению можно, пожалуй, противопоставить следующий аргумент общего характера.

Те же самые слова или словообразования сохраняют свой тождественный смысл в самых различных контекстах и в качестве 10 частей выражений для различных актов.

Таким образом, им должно повсюду соответствовать однородное переживание, которое может быть понято только как повсюду лежащий в основе акт представления.

Один высказывает суждение S есть Р, другой слышит те же 15 самые слова и понимает их, но сам не высказывает суждение. Те же самые слова функционируют в том же смысле, они употребляются и воспринимаются в том же самом понимании. Различие cr ясно: во втором случае осуществляется просто понимание слов, в первом — нечто большее. Понимание то же самое, но мы кроме о го этого судим. Давайте расширим круг примеров. Именно то же са-  мое, что S есть Р, различные люди могут желать, надеяться на это, предлагать, сомневаться в этом и т. д., и причем в соответствующих эксплицитных актах. Все они понимают общие [для всех них] слова, все они имеют с судящим то общее, что он имеет v 25 с просто понимающим: «S есть Р ». Очевидно, у последнего предстает изолированным то, что у первого является наделенным с; характерными особенностями веры, желания, надежды и т. д. Простое понимание здесь — это простое представление, которое повсюду представляет собой одинаковую основу для серии актов тождественной «материи». Естественно, ^ то же самое понимание переносится с выраженных актов на не получившие выражения.

Это, конечно, подкупающий аргумент. Несомненно, когда мы а говорим о том же самом смысле, об одинаковом понимании слова 35 и утверждения, то это указывает на нечто повсюду равное в раз- ^ личного рода актах, которые при этом получают выражение, и даже на нечто такого рода, в отношении чего мы не только приписываем себе в этих актах (веры, желания, надежды и т.

д.) некоторую «установку» («Stellungsnehmen»), т. е. субъективное действие, 40 но и в отношении чего мы полагаем, что в этой активности, в этом деятельном осуществлении понимания мы равным образом усваиваем его в себе и для себя. Многое из этого можно было бы свести к своеобразным, действительно феноменологическим типологическим свойствам [актов], однако следует обратить внимание, что 45 мы не определяем понятие акта через активность, но хотели бы это

слово употребить просто как сокращение для выражения «интенциональное переживание». Под последним мы понимаем, однако, любое конкретное переживание, которое «интенционально» «относится» к предметности в известных и проясненных на примерах «модусах сознания». Таким образом, это понимание, [отсылающее] к тождеству, опять открывает для интерпретации две возможности: или речь идет о некотором общем (ein Gemeinsames), которое не является полным актом, но, пожалуй, тем в соответствующем акте, что придает ему определенность предметного отношения. Это общее дано затем в различных качествах акта, посредством чего «укомплектовывается» полная интенциональная сущность соответствующего акта. Или же общее состоит в полной интенциональной сущности, и в основе всех актов определенной группы лежит некоторый собственный акт понимания, который фундирует то одни, то другие акты или скорее качества актов. Вследствие этого возникало бы, например, суждение (за счет обогащения простого представления качеством суждения) или желание (за счет обогащения качеством желания) и т. д.

Во всяком случае мы никак не можем считать твердо установленным, что это мнимое обособление фундирующего представления как «простого понимания» утверждения действительно есть обособление, причем в том смысле, который принимается здесь в расчет. При более точном рассмотрении обнаруживается, что это переживание относится к актуальному суждению аналогично тому, как простое представление в фантазии — точным образом соответствующему воспоминанию. Существуют различные способы интенционального отношения к одному и тому же в одинаковом «смысле» осознанному предмету, и это означает, что существуют два акта одинаковой материи и различного качества. Но один из них не заключен в другом реально (reell), причем так, чтобы в последнем к нему просто прирастало новое качество.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Логические исследования. Т. II. Ч. 1: Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект,2011. — 565 с.. 2011

Еще по теме § 30. Интерпретация «простого представления» как того, что тождественно при понимании слова и утверждения:

  1. Глава IМЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  2.   § 34. Сознание как самосознание  
  3. 2. Религия как ценность в буржуазной культурологии  
  4.   ПРОСТРАНСТВО  
  5. § 40. Антропологизм в логике Б. Эрдманна
  6. § 30. Интерпретация «простого представления» как того, что тождественно при понимании слова и утверждения
  7. ЧИСЛО И РАЗЛИЧИЕ
  8. ДЕСКРИПЦИЯ И МЕТОД. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ИЗДАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИДЕИ ЧИСТОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. Античная философия
  10. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  11. Математика, естествознание и логика (0:0 От Марк[с]а)
  12. Глава 4. Всемирный исторический процесс
  13. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
  14. 3.3.1.1 Обращение к семиотике
  15. 6.3 "Усовершенствованный реализм" А.Айера
  16. Методология Спинозы
  17. ПРИЧИННЫЕ И ЦЕЛЕВЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ. ДИАХРОНИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ И ЯЗЫКОВОЕ ИЗМЕНЕНИЕ. СМЫСЛ „ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ" ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
  18. НЕКОТОРЫЕ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГРАММАТИКИ*
  19. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
  20. Глава 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ СРЕДИ ДРУГИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН